Олимпийская поэтика
Как выглядят и что означают символы парижской Олимпиады
Атрибутика любых Олимпийских игр призвана представить олимпийскую столицу и принимающую страну. Не уникальна в этом смысле и открывающаяся сегодня в Париже XXXIII летняя Олимпиада. О том, как ее символы отсылаются к французской истории и культуре,— в материале «Ъ».
Вот молодая женщина с обнаженной грудью с флагом республиканской Франции в правой руке и ружьем — в левой. Она в центре революционной схватки. На ее голове красный колпак. По наиболее распространенной версии, эта женщина — Марианна — олицетворение не только революционных событий, но и символ Французской Республики, борьбы за свободу. Сейчас ее изображение можно найти не только на картине Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ», но и на Большой печати (ею подтверждают подлинность документов, выпущенных правительством), огромном количестве марок, коллекционных монет, ее бюсты стоят в учреждениях органов власти.
Теперь оно появилось и на олимпийской символике. Лицо Марианны — один из образов, положенных в основу эмблем Олимпийских и Паралимпийских игр в Париже. Другие два — золотая медаль и олимпийский или паралимпийский огонь, «объединяющий людей через ценности спорта, преодолевая границы, установленные нациями и поколениями, пылающий внутри величайших атлетов мира».
Талисманом Олимпиады, вопреки традиции делать ими животных или, реже, людей, стал, как выразился глава оргкомитета Игр Тони Эстанге, «предмет». Эта роль была доверена колпакам (напоминающим, впрочем, по строению людей). Их два, каждого зовут Фриж. Олимпийский стоит на двух ногах, у паралимпийского вместо одной из ног протез.
Фригийский колпак — символ, зародившийся в Древней Греции, а теперь уж распространенный во многих странах мира, но все же возрожденный французскими революционерами. Его часто можно встретить на голове Марианны, так что атрибутика парижских Игр, можно сказать, соответствует национальной мифологии и образует единство с ней.
Любопытно, что детали, напоминающие фригийский колпак, не впервые использованы французами в олимпийской символике. Талисман Игр 1992 года в Альбервилле гном Мажик носил похожий головной убор, у маскота Игр 1968 года в Гренобле красной была часть головы.
Изображение Марианны и Фрижей попало на монеты, ограниченной серией выпущенные Парижским монетным двором. Монеты номиналом €10 и €50 — серебряные. На некоторых из них маскот изображен в цвете, детали наносятся на готовое изделие с помощью тампопечати. Монеты номиналом €250 и €500 отчеканены из чистого золота, а их суммарный тираж — всего 15 тыс. экземпляров.
Главная отличительная черта медалей парижских Игр — вмонтированные в центр лицевой стороны кусочки стали. Каждый раньше был частью конструкции Эйфелевой башни. Их вырезали из балок, которые были заменены в ходе реконструкций культового сооружения. Не просто так выбрана и шестиугольная форма этих металлических фрагментов: за геометрическое сходство гексагоном часто называют континентальную часть территории Франции.
«Мы вдохновлялись тремя вещами: шестиугольником, Францией, а также желанием, чтобы медаль была похожа на драгоценный камень — вот почему она оправлена именно так, как драгоценный камень»,— рассказал о процессе создания медали пятикратный олимпийский чемпион по биатлону Мартен Фуркад, ныне возглавляющий комиссию спортсменов оргкомитета парижской Олимпиады.
На оборотной стороне олимпийских медалей можно увидеть древнегреческую богиню победы Нику, стоящую в центре стадиона. По разные стороны от его трибун возвышаются афинский Акрополь и Эйфелева башня. Обратная сторона паралимпийских медалей выглядит иначе: на них изображена Эйфелева башня с необычного ракурса — такой вид должен открываться, если наблюдатель стоит между четырех опор башни и смотрит вверх. Надписи «Париж 2024» и «Паралимпийские игры», выгравированные на медалях, продублированы шрифтом Брайля.
Три главных образа, использованных при создании олимпийского факела,— равенство, вода и мир. Равенство воплощается в симметричном дизайне: матовая верхняя и блестящая нижняя части одинаковы по форме. Вода символизирует заморские территории Франции и выражается в нижней половине факела через рельеф, напоминающий рябь. Мир — в самой форме: «Факел с его изгибами и округлыми линиями говорит о благородстве».
«Простой, как дефис, и плавный, как пламя»,— так охарактеризовал факел его дизайнер Матьё Леаннер.
В проморолике эстафеты Олимпийского огня есть намек на сходство формы факела с Эйфелевой башней. Его верхняя часть соответствует самому сооружению, а нижняя — его отражению в реке Сене.
На симметрии основаны и пиктограммы видов спорта, которые будут представлены на Олимпийских играх. Каждое из этих маленьких схематичных изображений демонстрирует характерные для вида спорта снаряд и игровое поле. Ось симметрии введена для соответствия геральдическому канону. Всего было представлено 62 пиктограммы: 47 — для олимпийских соревнований, 8 из них будут также использоваться в паралимпийских видах, еще 15 созданы эксклюзивно для Паралимпиады.