Конкурс повышения квалификации
Как пермские власти готовятся к новым конкурсам по распределению автобусных маршрутов
Власти Перми готовятся к конкурсу на распределение автобусных маршрутов. Больше половины контрактов на обслуживание городских линий истекает уже в следующем году. Пока параметры новых конкурсов не утверждены. Участники рынка уверены, что в нынешней экономической ситуации властям города необходимо лояльнее подходить к формированию конкурсной документации и не рассчитывать на 100%-ное обновление подвижного состава, чтобы сохранить приемлемый уровень обслуживания населения.
В 2025 году истекают пятилетние контракты по 27 маршрутам, на которые приходится 62% транспортной работы, сообщили «Ъ — Территория комфорта» в департаменте транспорта администрации Перми. Брутто-контракты были заключены по результатам конкурсных процедур в 2020 году. Новые конкурсные процедуры мэрия намерена объявить уже в конце этого года. Однако пока, как сообщили в департаменте, конкурсная документация еще не утверждена. «Концепция условий новых контрактов будет представлена позже. В настоящее время прорабатываются все параметры, в том числе экономические»,— отметил начальник департамента Анатолий Путин. Известно, что обсуждаются сроки заключения договоров, стоимость контрактов и формирование лотов. «На направлениях с активной жилой застройкой, территориях комплексного развития лоты будут крупнее, то есть с большим числом транспортных единиц на маршруте. Кроме того, будут лоты, не требующие значительного количества автобусов у транспортного предприятия. Это необходимо для того, чтобы участие в торгах могли принять все перевозчики, как крупные, так и нет»,— пояснил господин Путин.
Пермь одной из первых в России завершила реформу городского пассажирского транспорта, перейдя на заключение брутто-контрактов с перевозчиками. В 2020 году в рамках транспортной реформы изменилась схема работы с перевозчиками. С компаниями были заключены брутто-контракты на пять лет. Если раньше сбором выручки занимались предприниматели, то сейчас выручка направляется в бюджет, а перевозчикам оплачивается объем работы. Маршрутная сеть города была разделена на 37 лотов. В результате торгов они были поделены между 18 предпринимателями. До реформы на маршрутах Перми работали 43 перевозчика. Основную часть пятилетних контрактов (занимает сейчас 26% рынка) выиграли подольское ООО «Автомиг» (входит в столичную ГК «Ранд-транс»), пермское ООО «Дизель», МУП «Пермгорэлектротранс» и московское ООО «РТ-Лайн». Кроме того, в рамках реформы в общественном транспорте была внедрена безналичная система оплаты и единые проездные, а также оптимизирована маршрутная сеть города Перми. Стоимость проезда в пермском транспорте с 26 руб. в 2020 году выросла до 37 руб.
О том, что мэрия начала подготовку к новым конкурсным процедурам, стало известно еще в начале этого года. По данным «Ъ — Территория комфорта», городские власти консультируются по этому вопросу с участниками рынка и краевыми властями. Ранее обсуждался вопрос увеличения сроков контракта. Мэрия предлагала заключать контракты не на пять, а на семь лет. Однако против этого выступили участники рынка, утверждающие, что нынешняя экономическая ситуация не позволяет строить такие долгосрочные планы.
«Процесс обсуждения конкурсной документации идет. Администрация заинтересована в этом вопросе»,— рассказал перевозчик Александр Богданов. Сейчас принадлежащие ему компании обслуживают три маршрута городской автобусной сети. «Вряд ли сегодня кто-то может гарантировать, что будет участвовать в новых конкурсах»,— считает предприниматель. По его словам, за последние пять лет экономическая ситуация на рынке серьезно изменилась, поэтому на решение компаний о том, принимать ли участие в конкурсных процедурах, будут влиять итоговые параметры конкурсных процедур. Так, по словам господина Богданова, если в 2020 году стоимость автобуса составляла 6,5 млн руб., то сегодня цена выросла до 19 млн руб. При этом, согласно конкурсным параметрам, перевозчик обязан дооборудовать транспортное средство камерами видеонаблюдения, валидаторами и кондиционерами.
В условиях новых контрактов, так же как и пять лет назад, планируется 100%-ное обновление автотранспорта. Как отметил Александр Богданов, за последние пять лет серьезно выросла зарплата водителей, которые сегодня на рынке в большом дефиците. В то же время, по словам господина Богданова, рост стоимости услуг по новым контрактам, по его данным, незначительный и не может покрыть расходов, которые ложатся на предпринимателей. «Желание продолжить работу в этой сфере есть. Но сегодня очень большие риски, которые в нынешних экономических условиях тяжело просчитать на пять лет вперед»,— говорит перевозчик. По его мнению, предлагать перевозчикам те же условия, которые были пять лет назад — бессмысленно. Сегодня ни одна компания не сможет обеспечить маршруты новыми автобусами за те же деньги.
С ним согласен руководитель пермского филиала «Автомига» Игорь Сасунов: «Те условия, которые предлагает сегодня администрация, мягко говоря, неприемлемы». Он отметил, что решение о дальнейшей работе на рынке автобусных перевозок Перми и участии в конкурсе будут принимать акционеры компании, исходя из возможности получения прибыли. Предприниматель считает, что мэрия Перми должна учесть опыт проведения конкурсных процедур на обслуживание краевых маршрутов. Он напомнил, что тогда предприниматели заключили договоры по минимальным расценкам, а потом не смогли выполнить условия контрактов и не смогли обслуживать маршруты. «Мы должны совершенствовать методы управления, оптимизировать расходы. Но пока у меня прогноз пессимистичный»,— пояснил Игорь Сасунов. Он подчеркнул, что компания намерена ориентироваться на другие города, в которых также будут проходить конкурсные процедуры.
Ранее о желании увеличить долю на рынке автобусных перевозок Перми заявлял один из крупнейших перевозчиков Перми — компания «РТ-Лайн» (на линиях города работают более 100 автобусов ежедневно). В интервью порталу 59.ru представитель перевозчика Эдуард Степанов рассказал о планах компании увеличить объем работ в Перми в два раза. «У нас контракты заканчиваются в 2025 году. Мы знаем рынок, хорошо работаем, выдаем отличные показатели и слаженно взаимодействуем с администрацией города. Я считаю, что в 2025 году мы будем бороться не только за те маршруты, которые сейчас обслуживаем, но и за другие. Хотим, чтобы наше предприятие приросло как минимум в два раза»,— заявлял он. Однако сейчас «РТ-Лайн» свои планы относительно работы в Перми не комментирует. На запрос «Ъ — Территория комфорта» в компании ответили, что пока не готовы говорить о своих планах.
Собеседник на рынке автобусных перевозок Перми, пожелавший остаться неназванным, отметил, что конкурсная документация сегодня формируется с учетом заложенных в бюджете города Перми средств на новые контракты. Уже сегодня понятно, что этих денег не хватит, чтобы обеспечить горожанам тот же уровень комфорта: новые автобусы, удобные частые графики движения автобусов. Чтобы обеспечить качественное обслуживание населения, мэрия сегодня должна более лояльно подойти к формированию конкурсной документации и пересмотреть приоритеты. По мнению собеседника, в текущих условиях нелогично требовать 100%-ного обновления автопарка, а средства сегодня необходимо направить в первую очередь на решение вопроса дефицита водителей. «Давайте купим новые автобусы, а за руль-то кто сядет? Рост зарплаты водителей пока в конкурсной документации не предусмотрен»,— подытожил собеседник.