Подрядчики убрались сами
Количество компаний, обслуживающих улицы Перми, сократилось почти втрое
После завершения конкурса на новые контракты по обслуживанию улиц Перми число подрядчиков существенно сократилось. Если раньше содержанием улиц занимались 14 компаний, то сейчас только пять. В основном, это крупные подрядные организации региона «Стройград Плюс», «Строительное управление-157», «ДСТ-Пермь» и «ТехДорГрупп». Эксперты полагают, что сокращение подрядных организаций за счет усиления крупнейших игроков рынка может привести как к повышению качества работ, так и к монополизации отрасли и снижению конкуренции.
Администрация Перми заключила новые трехлетние муниципальные контракты на содержание улиц. Ранее контракты заключались на пять лет. При этом выросла их стоимость, по данным мэрии, до 1,3 млрд руб. в 2024-м и почти 3 млрд руб. в 2025 и 2026 годах. Это связано с недофинансированием отрасли.
В городском департаменте дорог и благоустройства сообщили, что новые контракты включают в себя как летние работы (мойка и подметание проезжей части и тротуаров, кошение газонов, очистка урн, а также комплексная уборка), так и зимние (уборка снега с проезжей части, тротуаров, вывоз снега, уборка мусора, удаление наката с проезжей части, а также обработка тротуаров и дорог противогололедными материалами).
По итогам конкурсов, количество дорожных подрядчиков, работающих на территории Перми, сократилось почти втрое, с 14 до пяти. Остались ООО «Стройград Плюс», «Строительное управление-157», «ДСТ-Пермь», «ТехДорГрупп» и «Лесной двор».
Наибольший объем работ достался ООО «Стройград Плюс». Компания будет обслуживать дороги в Ленинском, Дзержинском, Индустриальном и Орджоникидзевском районах Перми. Ранее она обслуживала только Дзержинский район. Как указано на сайте компании, она работает в сфере строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог с 1992 года. Занимается также строительством и содержанием парков, озеленением и благоустройством городских объектов, предоставляет спецтехнику в аренду и имеет собственное производство асфальтобетона.
По данным «СПАРК-Интерфакс», совладельцами «Стройград Плюс» являются Андрей и Николай Голевы. Компания — крупный подрядчик по госконтрактам: в 2022 году заключила контракты на 2,6 млрд руб., в 2023-м на 806,5 млн, в 2024-м на 3,7 млрд руб. В этом году получала заказы от краевой дирекции дорожных концессий, пермского МКУ «Содержание объектов благоустройства», а также Управления капстроительства Чернушки.
Еще один крупный подрядчик — ООО «Строительное управление-157» будет работать в Свердловском и Кировском районах Перми, а также в Новых Лядах. Ранее компания занималась обслуживанием дорог только в Кировском районе. Согласно сайту компании, она основана в 2009 году и специализируется не только на дорожных работах, но и на строительстве и капремонте промышленных и муниципальных зданий. Как и «Стройград Плюс», обладает собственным производством асфальтобетона.
Как указано в «СПАРК-Интерфакс», в 2022 году «Строительное управление-157» заключило контракты на 4,6 млрд руб., в 2023-м на 1,1 млрд, в 2024-м на 4,3 млрд руб. Среди крупных заказчиков — пермское МКУ «Содержание объектов благоустройства», краевое Управление автомобильных дорог и транспорта, а также Управление дорожного хозяйства Омской области.
Компания «ДСТ-Пермь», напротив, сократила присутствие в городе. По новым контрактам «ДСТ-Пермь» будет работать только в Индустриальном районе. Ранее компания выполняла работы еще и в Мотовилихе.
Другой крупный подрядчик — ООО «ТехДорГрупп» сменил район деятельности: ранее обслуживал дороги в Дзержинском районе, а теперь будет работать в Мотовилихинском.
Единственный подрядчик из относительно небольших, сохранивших контракт на содержание улиц,— ООО «Лесной двор». Компания продолжит работать в Кировском районе Перми.
Отметим, что в конце 2022 года на городской рынок услуг по содержанию дорог вышла Дорожно-эксплуатационная служба краевого управления автомобильных дорог и транспорта (ДЭС). Структура занимается уборкой улиц в центре Перми, а также обслуживанием крупных трасс: Восточного обхода Перми, участка шоссе Космонавтов до аэропорта Большое Савино, дорог Пермь–Усть-Качка и Пермь–Ильинский. Однако ДЭС, как ранее разъяснял региональный министр транспорта Сергей Вешняков, работает исключительно по госзаданию и не участвует в конкурсах на содержание пермских улиц.
Начальник «Мостоотряда-123» Юрий Истягин считает, что сокращение числа подрядчиков, получивших контракты на содержание пермских улиц, — результат «здоровой конкуренции». «Были проведены конкурсные процедуры, и победили те, у кого больше опыта и кто смог предложить лучшие условия. Подрядчики, получившие контракты,— это сильные компании, думаю, они справятся»,— отметил специалист.
Председатель комитета Пермской думы по экономическому развитию Арсен Болквадзе полагает, что сокращение подрядных организаций может быть связано с тем, что часть работы в центре Перми взял на себя краевой подрядчик. «Кроме того, контракты, в случае необходимости, позволяют исполнителям привлекать субподрядчиков. В приоритете качественное исполнение требований по содержанию и благоустройству города, а сколько подрядчиков будет этим заниматься — вопрос второстепенный»,— добавляет депутат.
Зампред комитета Пермской думы по инвестициям и управлению муниципальными ресурсами Алексей Овчинников считает, что сокращение числа подрядчиков должно привести к росту ответственности и повышению качества работ. «Новые контракты включают как летнее, так и зимнее обслуживание, с усиленным контролем качества работ. Благодаря дополнительному финансированию подрядчики смогут улучшить обработку дорог противогололедными материалами и увеличат площадь вывоза снега, что особенно важно для внутриквартальных проездов и жителей частного сектора. Компании получили долгосрочные контракты и увеличенные штрафы за несоответствие требованиям. Это должно способствовать более эффективному планированию и выполнению задач»,— считает депутат. Вместе с тем, он отмечает, что новые контракты могут создать риски «монополизации и недостатка конкуренции». «Это может негативно повлиять на гибкость и адаптацию к изменяющимся условиям. Так, увеличение размеров оплаты и площадей обслуживания накладывает дополнительную ответственность на подрядчиков. Они уже сейчас должны усиленно готовиться к зимнему сезону, чтобы обеспечить надлежащее качество работ. В целом, решение выглядит продуманным, но важно тщательно мониторить выполнение контрактов, учитывать мнение жителей и обеспечивать прозрачность процесса»,— подчеркивает Алексей Овчинников.