Кемпинги подстроятся под автодома

Как устроен рынок автомобильного туризма в России

Для автотуристов построят кемпинги, парковки и придорожные сервисы. Программу развития отрасли каждый регион должен представить до 1 декабря 2024-го и найти для этого средства. Соответствующее поручение главам субъектов дал президент Владимир Путин. Необходимо будет продумать инфраструктуру для размещения автодомов и привести в норму сами дороги, в том числе межмуниципального значения. Спрос на автотуризм, как выяснил “Ъ FM”, выше возможностей рынка. Снять дом на колесах с выездом из Москвы до конца августа практически невозможно — все забронировано. Сколько стоит взять трейлер или кемпер в аренду? И где остановиться на ночевку? Выясняла Аэлита Курмукова.

Фото: Артем Дергунов, Коммерсантъ

В России 27 тыс. автодомов, а вместе с жилыми прицепами или кемперами цифра приближается к 40 тыс. Эти данные “Ъ FM” предоставили в Общенациональной ассоциации автотуризма и караванинга. Среди владельцев — частные лица, которые покупают трейлеры для семьи, и операторы, что сдают их в аренду. Снять дом на колесах на шесть человек стоит в среднем 16 тыс. руб. в сутки, есть варианты и за 40 тыс. руб. А можно взять кемпер за 10 тыс. руб. в день. Такой прайс выставляют и операторы, и частники. Только вот на досках объявлений пользователь не найдет никаких гарантий помощи на дороге.

Раньше на автодомах ездили за границу, сейчас большая часть заказов приходиться на Кавказ, Крым и ближайшие страны — Белоруссию и Грузию. “Ъ FM” под видом клиента позвонил одному из операторов, чтобы арендовать автодом: «С 20 августа будут машины в Москве и Санкт-Петербурге, сейчас их нет. Есть один вариант в столице с 3-е по 14-е августа — это альковный шестиместный автодом на базе Fiat Ducato. Нужно будет вернуть его в Москву, можно оставить в Санкт-Петербурге при условии, что наш водитель сможет пригнать его обратно. Вы оплачиваете все время перегона и также билеты, чтобы он из Москвы долетел до Северной столицы».

Кроме того, в таком случае нужно оставить залог в 100 тыс. руб. При сдаче ТС возвращают 95 тыс. руб., а 5 тыс. руб. резервируют под возможные штрафы. Также включается счетчик за перепробег: по договору в день можно проехать 400-500 км, каждый лишний будет стоить 15 руб. сверху, за опоздание с возвратом — еще 1,5 тыс. руб. за час. Но можно и самому купить такое средство передвижения. 90% всех заказов у отечественных производителей — четырехместные автодома, рассказал гендиректор компании «Автокемпер Пром» Юрий Елашкин: «За последние три года и количество игроков на этом рынке, и число производимой продукции увеличилось на 40%. Сейчас первых уже больше 100, включая гаражников и тех, кто пустил в серию автодома. Все вместе больше 1 тыс. единиц выпускают в год.

Сейчас проблема в наличии шасси, их просто не хватает. На "Газелях" народ не хочет ездить, а Fiat не поставляются. Основной упор делается на производство жилых прицепов, все до конца года продано. Получается, что рынок растет, и мы за ним еще не поспеваем».

Автодом отечественной сборки обойдется от 6 млн руб. до 20 млн руб., жилой автоприцеп — от 2,5 млн руб. Но главное — инфраструктура, заметил президент Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга Сергей Лобарев: «Учитывая, что в России более 46 млн владельцев легкового транспорта, в том числе и 2,3 млн мотоциклистов, то рынок большой. Также насчитывается более 200 кемпингов. Но это условно, все только на зачаточном уровне находится, потому что необходимо не менее 1,5 тыс. кемпингов. Мало того, отсутствует цифровая платформа, экосистема».

Такая площадка, по словам господина Лобарева, должна содержать не только туристические маршруты, но и информацию по самим кемпингам, стоянкам в черте города для автодомов, медицинским учреждениям рядом с трассами и ближайшим сервисам. Пока же есть только одна карта таких кемпингов, которая насчитывает более 400 вариаций размещения. Так, в Москве единственный кемпинг для этого транспорта и туристов с палатками располагается в Сокольниках, он рассчитан на 200 человек. В Санкт-Петербурге — шесть таких площадок. Получается, что большая часть автопутешественников (а в 2023 году, по данным Росстата, россияне совершили 26 млн турпоездок на машинах) вынуждены проезжать обе столицы транзитом.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента