Удар по кольцам
Какие скандалы сопровождали подготовку к парижской Олимпиаде
Летняя Олимпиада в Париже вызывала дискуссии еще до открытия и до начала соревнований. В то, что какая-то ситуация способна сорвать Игры, верилось с трудом. Однако опасения, что они пройдут не так гладко, как хотелось бы организаторам, присутствуют до сих пор. О главных скандалах, сопровождавших подготовку к Олимпиаде,— в материале «Ъ».
Церемония открытия
У организаторов были грандиозные планы на церемонию открытия. Впервые в истории летних Олимпийских игр она должна пройти за пределами стадиона: парад спортсменов запланировано провести на реке Сене (каждая делегация — на отдельной лодке). Наблюдать за церемонией предлагается с набережных: вход на нижние будет платным, для прохода на верхние набережные билеты не потребуются.
Однако неоднократно мероприятие было под угрозой переноса. В апреле президент Франции Эмманюэль Макрон заявил о наличии запасных планов: «Есть и план B, и план С». В случае угрозы безопасности церемония открытия Олимпиады может быть либо ограничена зоной на Сене, на площади Трокадеро напротив Эйфелевой башни, либо перенесена на стадион «Стад де Франс»».
С тех пор мэр Парижа Анн Идальго и президент Международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах выражали уверенность в том, что церемония пройдет, как планировалось изначально. Официальные лица неоднократно заявляли, что конкретных террористических угроз проведению церемонии открытия Игр нет. Тем не менее французское правительство сократило количество билетов с 600 тыс. до 300 тыс. и планирует задействовать около 45 тыс. сотрудников полиции.
«План B сейчас не стоит на повестке дня»,— уверенно сказала в интервью телеканалу France 2 накануне министр спорта Франции Амели Удеа-Кастера.
Городской пейзаж
Но теперь возникли другие проблемы: выяснилось, что введенные меры безопасности буквально останавливают жизнь в некоторых районах города. Корреспондент The Times сравнил возведенные вдоль набережной Сены двухметровые заборы с «железным занавесом». В видеорепортаже издания видно, что прибрежные рестораны пустуют. «Нет никого. И самое плохое: клиенты бронируют столы, но не знают, что для прохода к ресторану нужен QR-код»,— сказала владелица одного из заведений Лилан Халиль.
Страдает не только ресторанный бизнес. За право торговать во время Олимпиады долго боролись парижские букинисты — можно сказать, достопримечательность города (этот вид торговли распространен на набережных Сены уже несколько веков). Похоже, свое изгнание они успешно оспорили: президент Макрон попросил министра внутренних дел Франции и парижскую полицию, чтобы на местах остались все книготорговцы. Вот только пока непонятно, кто будет покупать их книги в условиях жестких мер безопасности.
Вместе с тем из Парижа накануне Игр де-факто выслали около 5 тыс. бездомных иммигрантов. «Олимпийская деревня была построена в одном из беднейших пригородов Парижа, где тысячи людей живут в уличных лагерях, приютах или заброшенных зданиях. Городские власти призывают их пересесть на автобусы до таких городов, как Лион или Марсель»,— говорится в материале газеты The New York Times. После прибытия в новые города бездомных проверяют на соответствие критериям предоставления убежища. Около 60% просителей его не получают, некоторых депортируют из Франции, а некоторые, сойдя с автобуса в новом городе, не находят места даже в приютах.
За восемь месяцев до старта Олимпиады французская компания по исследованию общественного мнения Odoxa опубликовала результаты опроса парижан. Он показал, что почти половина жителей столицы считает проведение Игр в городе плохим событием. Основными поводами для беспокойства они назвали влияние международного мероприятия на безопасность и движение транспорта. При этом в опросе, проведенном двумя годами ранее, скептически высказались меньше четверти опрошенных. За 100 дней до начала Олимпиады с жителями Парижа поговорили корреспонденты агентства Reuters. Они выяснили, что многие собираются уехать из столицы на время Олимпийских игр.
Забастовки
Известный стереотип о том, что французы любят забастовки, нашел отражение и в подготовке к парижской Олимпиаде. В преддверии Игр тысячи представителей самых разных профессий решили реализовать свое конституционное право. Железнодорожники, полицейские и частные охранники, пожарные и уборщики мусора то и дело угрожали устроить забастовку и поставить Олимпиаду под угрозу срыва. Требования всех бастующих примерно совпадают: улучшение условий труда, повышение заработной платы или назначение «олимпийских премий».
Организаторы пошли на компромиссы, и многие недовольные смирились. Однако в дни перед самым началом Олимпиады о недовольстве заявили новые группы: сначала профсоюз персонала парижских аэропортов, затем танцоры, выбранные для участия в церемонии открытия Игр. Последние в знак протеста отказались проводить репетицию и встали вдоль набережной Сены с вскинутыми в воздух кулаками — они были недовольны неравенством в оплате труда артистов, задействованных в шоу. «Те, кто выиграл от коллективных переговоров, получают до €1610, те, кто участвует в шоу в качестве временных сотрудников индустрии развлечения,— €60. Разница в 26 раз»,— сказал Бернар Тибо, представитель профсоюза, входящий в Исполнительный совет оргкомитета Олимпиады.
С артистами тоже договорились. Газета Le Figaro сообщила, что они согласовали условия с оргкомитетом Игр. Большинство сотрудников аэропортов тоже заключили сделки, не согласился на предложенные условия лишь профсоюз Workers` Force, представляющий 11,5% работников группы Aeroports de Paris и объединяющий персонал столичных аэропортов им. Шарля де Голля, Орли и Ле-Бурже.
Грязная Сена
В Париже, как и во многих других старых городах мира, действует комбинированная система канализации. В результате в дни проливных дождей трубы могут переполняться, и тогда сточные воды попадают прямиком в Сену, а не в очистные сооружения. По этой причине плавание в Сене запрещено с 1923 года.
О том, что проблемы с качеством воды в Сене могут помешать Олимпийским играм, мировые СМИ громко заговорили после отмены нескольких соревнований, которые должны были стать их репетицией. В начале августа 2023 года World Aquatics не решилась проводить соревнования по плаванию на открытой воде. В середине месяца были отменены соревнования по триатлону и паратриатлону. Виной всему повышение содержания в воде кишечной палочки — оно случилось после выпадения в Париже осадков.
В мэрии французской столицы заявляли, что принимают все необходимые меры, и пообещали сделать воду вновь пригодной для массового купания к 2025 году. Тем не менее переломить ситуацию не удавалось, Сена оставалась загрязненной и в апреле, и даже в июне 2024-го. Сомнения оставались и за месяц до начала Олимпиады — рассматривались варианты с переносом соревнований, которые должны пройти на Сене, на другую дату или с их переездом в другой город.
Уверить спортсменов в безопасности Сены должен был парад купаний, прошедший в июне. Сначала в реке искупалась министр спорта Франции Амели Удеа-Кастера, затем — мэр Парижа Анн Идальго и глава оргкомитета Игр Тони Эстанге.
Российский контингент
В декабре 2023 года МОК допустил российских спортсменов в нейтральном статусе и с рядом ограничений. Так, россияне были допущены только до индивидуальных соревнований, в Играх не могут участвовать атлеты, замеченные в поддержке военных действий на территории Украины или связанные с военными или силовыми структурами РФ.
Реакция российских спортивных функционеров была неоднозначной. В январе президент Владимир Путин заявил, что окончательное решение должны принять Олимпийский комитет России (ОКР) и Минспорт.
В апреле глава ОКР Станислав Поздняков отметил, что «только сами спортсмены должны делать личный выбор относительно своего участия в Олимпиаде в нейтральном статусе и на очень своеобразных, а по мнению большинства россиян, заведомо унизительных условиях». Некоторых теннисистов, объявивших о своем желании выступить на Олимпиаде, он назвал «командой иноагентов».
14 мая, в день своего назначения на пост министра спорта РФ, о вопросе участия в Олимпиаде высказался Михаил Дегтярев. «Опираемся на позицию руководства страны»,— сказал он.
В итоге до парижских Игр доедут лишь 15 россиян. После допуска лишь 4 дзюдоистов (было завоевано 12 квот) Федерация дзюдо России приняла решение об отказе от участия в соревновании. Не выступят на Олимпиаде и получившие приглашение МОК борцы и тхэквондисты.
Де-факто Россия объявила бойкот парижских Игр. Утверждает в этой мысли и то обстоятельство, что ни один отечественный вещатель не приобрел права на показ Олимпиады. Это произошло впервые с 1984 года, когда Советский Союз и большинство стран соцлагеря бойкотировали Олимпийские игры в Лос-Анджелесе.
Незадолго до начала Игр стало известно об отказе в аккредитации некоторым представителям российских СМИ. Объяснил это решение министр внутренних дел Франции Жеральд Дарманен в интервью изданию Le Journal du Dimanche. Он заявил, что Франция подозревает некоторых из них в работе на российские спецслужбы и опасается, что они попытаются получить доступ к Играм для «сбора разведданных» или, возможно, «для получения доступа к компьютерным сетям с целью совершения кибератаки». Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал недопуск российских журналистов неприемлемым решением, добавив, что оно «ущемляет свободу СМИ».
Допинг-скандал с китайскими пловцами
В апреле газета The New York Times сообщила о допинговом скандале в сборной Китая по плаванию. По данным издания, незадолго до Олимпийских игр в Токио 23 китайских пловца сдали положительные пробы на запрещенное вещество триметазидин (его обнаружение в организме российской фигуристки Камилы Валиевой привело к отстранению), однако не были отстранены, а результаты допинг-тестирования не были обнародованы.
Китайское антидопинговое агентство (CHINADA) признало обвинения, но объяснило, что препарат попал в организмы спортсменов непреднамеренно и в небольших количествах, а потому было решено отказаться от их временного отстранения. По итогам расследования организации выяснилось, что препараты каким-то образом попали на кухню отеля, где жили пловцы.
Эксперты, принявшие участие в съемках документального фильма немецкого телеканала ARD, попытались воссоздать ситуацию, при которой триметазидин мог попасть в еду спортсменов. Они назвали практически нереальной ситуацию, при которой это произошло случайно. В том же фильме спортивный юрист Томас Зуммерер заявил о множественных нарушениях со стороны CHINADA и Всемирного антидопингового агентства (WADA).
WADA также подверглось обвинениям со стороны руководства Антидопингового агентства США. «Это предательство чистых спортсменов»,— заявил его гендиректор Трэвис Тайгарт. Китайские власти называли обвинения в адрес спортсменов ложными и вводящими в заблуждение.
В июле независимый прокурор Эрик Коттье заявил, что в действиях Всемирного антидопингового агентства не было выявлено нарушений. В сборную Китая на предстоящие Игры в Париже были вызваны 11 из 23 попавших под подозрение пловцов.