Спорное наследие

Как бизнесмены решают вопрос о передаче активов своим детям

Дети медиамагната Руперта Мердока столкнулись в жесткой юридической войне. О семейных баталиях узнало издание Financial Times, их причиной стал контроль над семейным трастом, который 93-летний миллиардер решил передать своему старшему сыну Лахлану. Управление включает в себя право голоса и принятия решений после смерти Руперта Мердока. Наследник уже взял на себя контроль над компаниями Fox Corporation и News Corp. В медиахолдинг входят телеканал Fox News, издания The Times и The Wall Street Journal. Ранее контроль над трастом должны были поделить четверо детей Мердока.

Фото: Mike Segar / Reuters

Как сообщают СМИ со ссылкой на закрытые документы, решение отца об изменении условий семейного траста трое наследников будут пытаться оспорить через суд. Если конфликт не удастся уладить по соглашению сторон, они станут настаивать на том, что Руперт Мердок действует недобросовестно. Бизнесмен руководствовался заботой о будущем компании, допускает управляющий партнер FTL Advisers Наталья Пацева:

«Господин Мердок объяснил это тем, что такое решение нужно для компании и процветания последующих поколений и является единственно правильным. На этом строилась и возможность внесения этого изменения, потому что траст безотзывный, и если сын станет основным управляющим его медиаимперии, то сохранится ее политический нейтралитет, что позволит только укрепить ее финансовое положение. Остальные наследники собираются апеллировать к тому, что тем самым нарушаются их права. Обе стороны представляют очень сильные юридические компании, будет некий баттл».

Как подчеркивает Financial Times, решение Руперта Мердока было принято с целью закрепить консервативные взгляды новостных корпораций. Семейные конфликты по вопросам наследования бизнеса — частое явление и в России, отметил партнер адвокатского бюро КИАП Антон Самохвалов: «Яркий пример, который можно привести, — это спор вокруг Natura Siberica, когда после смерти основателя бизнеса, его наследники начали делить компанию между собой.

В целом история понятная. Если с самого начала не существовало каких-то договоренностей о том, каким образом этот актив делят, либо при оглашении завещания оказывается, что кто-то из наследников обделен, возникают споры.

Мы живем в континентальной системе права, у нас в принципе нет такого инструмента, как траст, то есть нет возможности расщепить право собственности на бенефициарную и непосредственно управляющую. У нас это скорее вопрос оспаривания завещаний. Российские бизнесмены тоже создавали трасты по английскому праву. Мы долго жили в парадигме, когда все отечественные активы были сложены где-то под кипрский холдинг. Так что не исключено, что наши граждане тоже занимались оспариванием траста где-нибудь на Британских Виргинских островах».

Какие есть инструменты у российских предпринимателей по предотвращению подобных споров? Партнер коллегии адвокатов «Монастырский, Зюба, Степанов & партнеры» Виктория Дергунова считает, что планирование наследования поможет избежать банкротства бизнеса после смерти владельца: «Не все уделяют этому должное внимание. В итоге наследники начинают вступать в свои права, на полгода замораживаются все активы, и ничего с ними сделать нельзя.

Если не было никакого наследственного планирования, в конечном итоге это может привести к обесцениванию актива или продаже его конкурентам с большим дисконтом. И есть риск вместо хорошего капитала получить обанкротившуюся компанию и долги.

Чтобы семейный бизнес не обесценился и для передачи его наследникам, можно использовать различные инструменты. Самый простой, базовый — завещание с оговоркой на обязательную долю в наследстве. Можно создать личный фонд, это очень похожая конструкция на зарубежный траст, и прописать, каким образом его преемники, бенефициары этой структуры, будут владеть активами, переданными в нее. Разница в том, что личный фонд — это юридическое лицо, в отличие от траста. Есть нюансы и по налогообложению».

В американском рейтинге Forbes Руперт Мердок с семьей находится на 94-й строчке, их состояние превышает $19 млрд. Судебные разбирательства между детьми медиамагната начнутся в сентябре.

Фотогалерея

Жизнь и карьера Руперта Мердока

Смотреть

С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Анна Кулецкая

Вся лента