Утильсбору предлагают отсрочку

Как идет дискуссия вокруг индексации платежа

Автомобильные дилеры попросили не индексировать утильсбор в этом году, по мнению игроков рынка, изменения стоит отложить до 2025-го. Об этом говорится в письме ассоциации «Российские автодилеры» Минпромторгу, с которым ознакомились «Ведомости». Как объяснили в организации, сначала нужно определить виды автомобилей и спецтехники, которые в России не выпускают, а также разработать механизмы поддержки производства.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Проект индексации утильсбора Минпромторг представил в середине июня. Согласно ему, изменения вступят в силу с 1 октября 2024-го. Так, для легковых автомобилей с объемом двигателя от 1 до 2 л сбор должен вырасти на 85%, до 550 тыс. руб., а со следующего года — еще на 20%. Эта нагрузка неизбежно отразится в ценах для потребителя, что может повлиять на продажи, отметил независимый автоэксперт Олег Мосеев: «"Китайцы" занимают на рынке сейчас от 55 до 60%. Хорошо, вычитаем оттуда Haval, но все равно импортируемые машины составят в районе 50%. Прямо сегодня они не локализуются. Соответственно, все эти авто абсолютно точно вырастут в цене. В сегменте от 1 до 2 л подорожание составит 300 тыс. руб., в сегменте от 2 до 3 л — 700 тыс. руб. То есть это то, что увеличит их себестоимость.

Компенсировать это повышение производителям будет крайне сложно. Они и так сокращали потихоньку свою маржинальность, не повышая цены в рамках инфляции.

Скорее всего, китайским компаниям, которые импортируют автомобили, придется пошагово увеличивать стоимость. Потому что одномоментное поднятие цен приведет просто к существенному падению продаж».

По прогнозам Ассоциации автодилеров, индексация утильсбора приведет к повышению цен на 15-20%. Таким образом, в 2025 году средняя стоимость новой легковой машины достигнет 4 млн руб. Если изменения все же вступят в силу в этом году, то это может снизить продажи на 50 тыс. автомобилей. Стимулировать локализацию производителей нужно не только повышением утильсбора, считает президент группы компаний Favorit Motors Владимир Попов: «Существует два вектора. Первый — введение утильсбора, который ставит фактически запретительные тарифы на ввоз автомобилей в Российскую Федерацию без локализации производства. Это в целом разумно и правильно, хотя пока к массовому появлению китайских предприятий не привело.

Вектор второй, о чем говорит Ассоциация автодилеров, — повышение утильсбора фактически будет приводить к безальтернативности покупки машин более низкого качества на рынке, который уже давно сформирован. То есть фактически потребителям придется покупать по очень высоким ценам автомобили прежнего качества. Кроме того, есть пример Турции, в которой процентные ставки давно превысили 50%. Можно ли говорить, что там развитый автомобильный рынок? Нет, нельзя. Существуют и другие инструменты. Собранные на утилизации средства самое время вложить в собственную локализацию компонентной базы. Предприятия, которые у нас умеют выпускать достаточно сложную технологическую продукцию, с этим могут справиться».

Утильсбор индексировали и в 2023 году, особенно выросла сумма платежа для ввоза грузовиков — на 35-40%. Ввоз машины по льготной ставке доступен, только если ее приобретает физлицо для личного пользования. По словам Минпромторга, эта возможность сохранится для автомобилей с объемом двигателя до 3 л.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Елена Иванова, Анжела Гаплевская

Вся лента