Храм для новых островитян
260 лет назад в Петербурге был заложен Андреевский собор
28 июля 1764 года на Васильевском острове, на месте деревянной церкви, сгоревшей от удара молнии, началось строительство храма для новых жителей, которых на острове становилось все больше.
Царский недострой и пропавшие деньги
В 1724 году по заказу Петра Первого был создан проект церкви во имя святого апостола Андрея Первозванного. Этого святого Петр считал одним из своих небесных покровителей. Автором проекта стал шведский архитектор Никодемус Тессин-младший, одна из работ которого — Королевский дворец в Стокгольме.
По замыслу российского императора Петра, этот храм должен был напоминать собор Святого Павла в Лондоне. Место для него было отведено на Стрелке Васильевского острова. Тессин быстро разработал проект, но осуществить его не успел: коронованный заказчик скончался. В бывшем окружении Петра началась борьба за власть, ее участникам было не до храма на острове.
Но всего через два года в Святейший Правительствующий Синод обратился настоятель Рождественской церкви (ныне Успенская церковь) на Васильевском острове Тимофей Семенов. Он указал на то, что число новых жителей на острове быстро прирастает и строительство храма необходимо.
Просьба настоятеля встретила поддержку у императрицы Екатерины I. Вдова Петра Великого незадолго до собственной смерти распорядилась выделить часть средств на постройку храма из казны. Остальное планировалось собрать за счет пожертвований. Тогда было определено и точное расположение храма — на углу Большого проспекта и 6-й линии. Выделенный участок остался за собором, а вот деньги из казны после смерти Екатерины в том же 1727 году куда-то пропали.
Но сбор пожертвований продолжался, и в 1728 году архитектор Джузеппе Трезини разработал проект церкви, которая была заложена уже на следующий год. В январе 1731 года была построена деревянная церковь, назначен настоятель.
Спор о небесном покровителе
Освящение храма состоялось спустя почти два года после того, как было завершено строительство. До ноября 1732 года в Синоде продолжался спор о том, кому посвятить новый храм. Отец Тимофей, упомянутый выше, от лица «василеостровского» духовенства и местной паствы, настаивал на освящении храма во имя образа Казанской Богоматери. В то же время члены Синода стояли на том, что должна быть исполнена прижизненная воля Петра I. В итоге принятое решение, изложенное в постановлении Синода, было в пользу покойного Петра:
«В Петербурге во имя святого апостола Андрея Первозванного церкви не имеется, а понеже ордена того святого апостола Андрея в Российской империи имеется кавалерия, которую сама ея императорское величество государыня императрица Анна Иоанновна, самодержица всероссийская, полагая на себе, носить изволит, также по всемилостивейшему ея императорского величества указу, многие знатные обретающими в России и в службе ея императорского величества особы, господа министры, генералитет и придворные высшие чины тоя кавалерии ношением удостоены. Чего для, в день того св. апостола, как в церемониальном чиноположении объявлено, а именно: ноября 30-го числа, бывает публичное церемониальное торжество, и прилично святейшему синоду показалось вышепомяненную церковь освятить во имя св. апостола Андрея Первозванного».
Холодный храм сгорел в пожаре
Жизнь новой церкви оказалась трудной и не слишком долгой. Для начала церковь освятили и перенесли иконостас из другого храма. Деньги на утварь выделила императрица Анна Иоанновна. На первоначальный замысел Петра Великого, то есть на лондонский собор Святого Павла новая церковь Андрея Первозванного внешне не походила совсем. Она была маленькой, тесной и плохо отапливалась. Там было настолько холодно, что женщины, дети и старики зимой избегали посещать службы. Просьба построить рядом «зимнюю» церковь была изложена в петиции, которую прихожане направили самой императрице Анне Иоанновне. Интересно, что новое решение, связанное с Андреевским собором, вновь принимается накануне очередной монаршей смерти. Незадолго до своей кончины в 1740 году Анна Иоанновна отдала распоряжение построить в качестве «зимней» каменную церковь Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). В 1745 году церковь была построена, и в ней начались богослужения. Из соображений комфорта прихожане посещали ее чаще, чем соседний Андреевский храм, которому в 1744 году был присвоен статус собора. 15 июля 1761 года во время грозы в собор Андрея Первозванного ударила молния. Храм тогда сгорел дотла вместе с торговыми рядами расположенного рядом рынка, который и сегодня известен нам как Андреевский.
Общество вспоможения бедным
На месте сгоревшего храма Святейший Синод постановил построить новый, каменный. Но история с пропажей выделенных денег продолжилась. Строительство шло медленно: заложенный в 1764 году собор был открыт и освящен лишь через полтора десятка лет. Причин тому было несколько. Так, в 1766 году обрушилась часть стен и возводимый купол. Автора проекта, архитектора Александра Виста даже арестовали, но вскоре оправдали. Было установлено, что причина обрушения — низкое качество кирпичей. Но перебои с финансированием продолжились, а стройка затягивалась. Все это время богослужения проводились в церкви Трех Святителей.
В 1780 году собор, построенный в стиле, близком к ренессансу, был открыт. Он предстал в том виде, который мы знаем сегодня. Главный купол, как и ныне, был окружен четырьмя главками, а трапезная соединяла зал для богослужений с двухъярусной шатровой колокольней. Главной достопримечательностью Андреевского собора стал один из старейших в Петербурге 17-метровый резной позолоченный трехъярусный иконостас. К счастью, он сохранился до наших дней.
Указом императора Павла I Андреевскому собору в апреле 1797 года было присвоено наименование «кавалерского I класса». Так он стал храмом ордена Святого Андрея Первозванного. В честь этого над главным входом в собор поместили резные фигуры ангелов, держащих знаки этой награды.
Существует легенда о том, что хором Андреевского собора в середине XVIII века управлял полковник в отставке Андрей Петров. Когда он скончался, вдова полковника раздала все свое имущество бедным и стала юродивой. Эта вдова сегодня известна как блаженная Ксения Петербургская. При жизни Ксении, а возможно, и при ее содействии, в 1869 году при храме начинает работать Общество вспоможения бедным. Вскоре эта организация стала одной из крупнейших благотворительных организаций Петербурга. Под ее попечением находились больница, приют для неизлечимо больных, детский приют и дешевые квартиры для бедных женщин. Долгое время председателем Общества был известный русский путешественник и географ граф Петр Семенов-Тян-Шанский.
Смерть и возрождение
После Октябрьской революции 1917 года из Андреевского собора были изъяты почти все церковные ценности. Но он все еще работал и даже пытался сотрудничать с новой властью. Так, в 1923 году Андреевский собор стал одним из главных храмов так называемой обновленческой церкви. Это не помогло храму сохранить свой статус: с колокольни сняли и переплавили колокола, снесли храмовую часовню. Знаменитый позолоченный иконостас был отреставрирован на средства прихожан в 1937 году, но уже в 1938 году храм был закрыт, а иконостас реквизирован. С куполов сняли кресты, а в здании расположился склад художественного треста, который произвел частичную перепланировку помещений. Благодаря твердой позиции начальника ГИОП Николая Белехова иконостас удалось сохранить. Его нижнюю часть зашили фанерой на высоту 2,5 м.
Во время Великой Отечественной войны здание храма было оборудовано средствами ПВО для отражения налетов вражеской авиации. От артобстрелов и взрыва авиабомбы пострадали фасады и крыша, взрывной волной выбило стекла, уникальный иконостас и интерьер были значительно повреждены. В послевоенном 1947 году после восстановительных работ здание собора передали институту Ленморниипроект.
В 1968–1970 годах начался реставрационный ремонт фасадов, интерьера, настенной живописи и иконостаса, при этом была закрашена известковой краской живопись в куполе.
После 1980 года в храме поместили часть антропологических коллекций Института этнографии имени Миклухо-Маклая АН СССР (Кунсткамеры). В 1978 году на главном куполе установили антенну для радиосвязи (снята в 1987 году). Возрождение Андреевского собора началось в 1988 году усилиями митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера). Он посетил занятый Институтом этнографии храм, благословил создание православной общины прихода и начало трудов по возвращению храма верующим. Для возобновления богослужений митрополия передала в собор престол, жертвенник, богослужебные сосуды и другую церковную утварь. В 1992 году Андреевский собор вместе с церковью Трех Святителей был возвращен Русской православной церкви.
После реставрации храму вернули знаменитый иконостас, а также изъятые большевиками Евангелие в серебряном окладе и серебряное напрестольное облачение весом 115 кг, которые находятся в главном алтаре.