Кулинарии пойдут по домам
Шеф-повар и бывший чиновник Смольного запускают розничный проект
На рынке готовой еды, который развивается высокими темпами, усиливается конкуренция. Шеф-повар Артем Волчек и бывший сотрудник Смольного Дмитрий Прончатов запустят в Санкт-Петербурге сеть кафе «Кулинарные лавки Артема Волчека». В планах партнеров открыть в городе и Ленобласти 40 торговых точек, а также вывести проект в Москву и Дубай. Рост доходов населения стимулирует спрос на готовые блюда, но создать что-то успешное в этой нише довольно сложно, считают эксперты.
Шеф-повар Артем Волчек начал развивать сеть кафе-кулинарий. Первая точка под брендом «Кулинарные лавки Артема Волчека» заработала в июле в Мурино — в здании на бульваре Менделеева, 5, сказано в Telegram-канале проекта. В течение двух лет в Петербурге и Ленобласти будет запущено 40 заведений, рассказал «Ъ-СПб» Артем Волчек. По его словам, сеть собирается арендовать помещения площадью от 100 кв. м в жилых комплексах. Инвестиции в открытие одной точки составят 10–15 млн рублей, средний чек — не менее 500 рублей, уточнил господин Волчек. В перспективе кафе-кулинарии также появятся в Москве и Дубае.
Артем Волчек владеет кейтеринговой компанией Volchek catering, у которой есть производства в Санкт-Петербурге, Москве и Дубае. Ранее был шеф-поваром ресторанной группы «Чеховъ» (рестораны «Гоголь», «Чеховъ», Apres Ski и др.). В созданном под проект ООО «Кулинарные лавки» Артему Волчеку принадлежит 40%, указано в системе kartoteka.ru. Совладельцы компании — Олеся Кондратенко (30%) и бывший замглавы Росавтодора Дмитрий Прончатов (30%). Господин Прончатов также работал в Смольном, где, в частности, занимал должность начальника управления в комитете по управлению городским имуществом.
Кафе-кулинарии — гибридный формат, который позволяет продавать готовую еду навынос и для доставки, говорит гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Однако развитие проекта требует довольно существенных инвестиций, что может сдерживать темпы его тиражирования, полагает он. Создание розничной сети позволит увеличить загрузку собственного производства в Санкт-Петербурге, которое поставляет кулинарию в магазины «Вкусвилл», рассчитывает Артем Волчек.
Рынок готовой еды бурно развивается, что привлекает новых игроков, указывает сооснователь сети Uppetit Антон Дулов. По данным Infoline, в первом полугодии 2024-го совокупные продажи готовой еды увеличились на 29%, до 435 млрд рублей. По итогам текущего года объем этого рынка вырастет на 38,8% к 2023-му и составит 1 трлн рублей, ожидают в агентстве.
В России много одиноких людей, которым нецелесообразно готовить только для себя, объясняет Михаил Бурмистров. Спрос на готовую еду также обеспечивается ростом реальных доходов россиян и низким уровнем безработицы, уверен эксперт. Из-за сокращения средней площади квартир в новостройках потребители стараются эффективнее использовать пространство и все чаще кухня становится местом только для того, чтобы разогреть пищу, добавляет гендиректор сети «КиО кухня» Владимир Окулов. Кроме того, со сменой поколений происходит потеря навыка приготовления еды, отмечает он.
Рынок готовой еды будет расти на протяжении трех лет, после чего достигнет плато, прогнозирует Антон Дулов. Но зарабатывать на готовой еде получается только у небольшого количества участников рынка, предупреждает он. Емкость этого рынка пока относительно невелика, а при малых объемах производства оптимизировать затраты довольно сложно, резюмирует господин Дулов.