Модная сторона

Ритейл

По итогам первого полугодия 2024 года Большой проспект Петроградской стороны стал абсолютным лидером среди фэшн-коридоров Санкт-Петербурга. 36% площадей в локации арендовано магазинами одежды, обуви и аксессуаров. Старо-Невский проспект, утративший статус кластера «тяжелого люкса», уже к концу года может восстановить свое положение за счет активности российских ритейлеров премиального сегмента.

В первом полугодии запрашиваемые арендные ставки выросли почти на всех центральных торговых коридорах Санкт-Петербурга

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

По наблюдениям аналитиков NF Group в Санкт-Петербурге, Петроградская сторона стала излюбленным местом петербургских модников относительно недавно — с конца 2022 года. До этого жители и туристы города, как правило, с опасением относились к небольшим малоизвестным брендам одежды и обуви. Уход международных ритейлеров стал стимулом развития новой ниши локальных дизайнеров, интересные концепции которых привлекли внимание состоятельной аудитории.

Высокая концентрация

Большой проспект Петроградской стороны продемонстрировал свой потенциал в качестве важной фэшн-локации еще год назад, в первом полугодии 2023 года, обогнав традиционного лидера по доле магазинов одежды, обуви и аксессуаров — Старо-Невский проспект. Именно на Большом проспекте Петроградки фэшн-ритейлеры арендовали больше всего помещений в январе — июне этого года. Так, по данным Nikoliers, во втором квартале 2024 года здесь заработали магазины российских брендов Scandale Maniere, Estego, Latrika, Mart Store и Volchikhina & Beliaeva.

В связи с произошедшим фэшн-бумом по итогам первого полугодия 2024 года доля свободных площадей на Большом проспекте П. С. сократилась на 5 п. п., достигнув 3,9%, что является минимальным показателем за последние пять лет, делятся цифрами в NF Group в Санкт-Петербурге. «Концентрация фэшн-брендов на Большом проспекте и ограниченное предложение свободных помещений в этой локации способствуют развитию не только прилегающих улиц, но и торговых коридоров всего района в целом»,— отмечают аналитики компании.

Основные торговые коридоры центральных районов — главные улицы центральных районов, а также Московский проспект, с максимальным автомобильным и пешеходным трафиком, вокруг которых сконцентрирована основная деловая активность: Невский проспект, Большой проспект Петроградской стороны, Каменноостровский проспект.

Второстепенные торговые коридоры центральных районов — улицы в центральных районах, примыкающие к главным торговым магистралям города, с максимальным автомобильным и пешеходным трафиком или расположенные в непосредственной близости к ним: улицы Большая Морская, Малая Морская, Большая Конюшенная, Рубинштейна, Маяковского, Восстания, Кирочная, Гороховая, Некрасова, Жуковского, Садовая, Большая Зеленина, Белинского, проспекты Средний В. О., Лиговский, Литейный, Кронверкский, Загородный Владимирский, Конюшенная площадь.

Пешеходные торговые коридоры — улицы в центральных районах города с пешеходным потоком: Тележный переулок, улицы Малая Садовая, 1-я Советская, Малая Конюшенная, 6–7-я линии В. О.

Смена локаций

Второй год подряд Большой проспект П. С. активно развивается в части увеличения доли фэшн-операторов и удерживает первое место по привлекательности среди запросов клиентов, констатирует Анна Лапченко, директор департамента торговой недвижимости консалтинговой компании NF Group в Санкт-Петербурге. «Это объясняется протяженностью улицы, удобной конфигурацией помещений, большим количеством витринных торговых площадей, а также активным строительством жилья в Петроградском районе. Таким образом, Большой проспект становится одной из главных точек притяжения в городе и узнаваемой торговой локацией, на которую хотят выйти многие российские ритейлеры»,— заключает госпожа Лапченко.

Центральные ротации

Новые открытия в первой половине года происходили в основном за счет ротации арендаторов, заметили аналитики Nikoliers. Уровень ротации по итогам января — июня достиг 4,2%. Традиционно наиболее активно арендаторы сменяли друг друга на Невском проспекте, что связано с большим количеством мелких помещений, высокой конкуренцией и арендными ставками в топовой локации. В целом на Невском в настоящее время свободно 5,3% площадей, что является одним из минимальных значений последних восьми лет, зафиксировали в NF Group. Вакантность на основной части Невского проспекта еще ниже и является рекордной за всю его современную историю: 2,1%. Количество открытий на Невском составило 23 точки (44%), второе место занял Большой проспект П. С. с 12 открытиями (23%), а замкнул тройку лидеров Старо-Невский проспект, где произошло восемь открытий (15%).

По информации NF Group, Старо-Невский проспект продолжил сдавать свои позиции самого модного коридора города, увеличив объем вакантных площадей в первой половине года на 4,4 п. п. Уровень вакансии в локации вышел на уровень 12,5%. Старо-Невский утратил свою специализацию «тяжелого люкса» после ухода ряда иностранных ритейлеров (Dior, Louis Vuitton, Salvatore Ferragamo). Кроме того, массовый ремонт фасадов многих исторических зданий на Старо-Невском временно снижает привлекательность данной локации для покупателей. «При этом уже в краткосрочной перспективе к концу года ожидается восстановление утраченных позиций локации благодаря активности российских ритейлеров премиального сегмента»,— считают в NF Group.

На Кирочной улице, где после продолжительного ремонта открылась станция метро «Чернышевская» и увеличился пешеходный трафик, доля свободных площадей снизилась более чем в два раза, до 6,3%, подсчитали аналитики.

Открытия полугодия

В апреле 2024 года российская сеть женского белья Le Journal Intime открыла второй магазин в Петербурге площадью 50 кв. м на месте часового салона Rolex на Невском проспекте, 150. Первая торговая точка сети находится на Лиговском проспекте, 50. История технологичного белья Le Journal Intime началась в 2015 году с выпуска медицинского компрессионного послеоперационного белья. Теперь производитель создает коллекции из компрессионного мелкоячеистого сетчатого трикотажа на каждый день. Компания планирует, что в перспективе число ее магазинов в городе увеличится.

В мае в окружении брендов премиального класса на Невском проспекте, 150, открылся первый магазин иркутского бренда одежды Suborbia. Он занимает помещение 94 кв. м. Магазин представляет собой пространство с высокими потолками и витринными окнами на первом этаже исторического здания с отдельным входом с Тележного переулка. Ранее здесь располагался магазин Nikita Efremov, который в начале года переехал на Большую Конюшенную улицу, 12. Магазины Suborbia уже открыты в Иркутске, Красноярске, Новосибирске и Москве.

В июне московский ритейлер «Дом фарфора» занял бывшее помещение Dior на Невском проспекте, 113. Сеть «Дом фарфора», управляющая семью торговыми точками в Москве и Подмосковье, ранее не была представлена в Санкт-Петербурге. Под первый в городе объект ритейлер снял помещение общей площадью 410 кв. м.

В июле уральский бренд Garage est.2016 занял место магазина ювелирных украшений Cartie на Мойке, 55. Премиальный бренд выпускает лимитированные коллекции женской и мужской одежды и обуви. Производство компании находится в Екатеринбурге. Магазин Garage est.2016 уже работает в Москве. В столице был выбран строгий лофт с бетонными стенами и полами, кухней и характерной для формата мебелью. В Петербурге магазин бренда открылся в четырехэтажном эклектичном историческом здании торгового дома «К. Э. Болинъ». Бутик занимает два этажа общей площадью 320 кв. м. Арендованные помещения отличают высокие потолки и витринные окна на первом этаже, открытая планировка и авторская отделка. Дизайн магазина выполнен в утонченном классическом стиле с коврами, двухметровой люстрой в центре зала, зеркалами во весь рост и классической мебелью.

Особая атмосфера

Как отмечают эксперты Nikoliers, новые магазины стремятся предоставить покупателям непривычный опыт шопинга. Например, SuperStep, открывшийся на Невском проспекте, разместил на территории своего магазина баскетбольную площадку, скейт-рампу и зону с игровой приставкой. А дизайн магазина Suborbia вдохновлен эстетикой аэропортов, что нашло отражение в коллекции Terminal S, презентованной на открытии бутика.

Всего за рассматриваемый период на центральных торговых улицах появилось семь новых брендов. Среди них как иностранные фэшн-бренды Eleventy (Италия) и Ketroy (Турция), так и отечественные — In Trend, macrocosm, Suborbia и Le Journal Intime, «Дом фарфора».

Цена престижа

Аналитики NF Group сообщают, что в первом полугодии запрашиваемые арендные ставки выросли почти на всех центральных торговых коридорах Санкт-Петербурга. Большинство торговых локаций демонстрировало рост арендных ставок на уровне 5–10% за полугодие, а на Большой Конюшенной улице и Большом проспекте П. С. ставки увеличились в 1,2–1,5 раза на фоне активизации спроса и практически полного отсутствия свободных качественных торговых площадей. Таким образом, на Большом проспекте Петроградки диапазон запрашиваемых ставок составил 3–8 тыс. рублей за квадратный метр в месяц, включая НДС, а на Большой Конюшенной — 4,5–9 тыс. рублей за «квадрат» в месяц.

На Невском проспекте рост арендных ставок составил в среднем 10% за полугодие. При этом на Старо-Невском проспекте арендодатели предлагают скидки на первый год аренды ввиду временного снижения трафика в этой части города.

Эксперты ожидают, что до конца 2024 года на рынке центральных торговых коридоров Санкт-Петербурга доля вакантных площадей сохранится на уровне 5–7%, что является достаточно низким показателем и характеристикой высокого спроса. Специалисты NF Group прогнозируют завершение переходного периода и стабилизацию ситуации на Старо-Невском проспекте. Запрашиваемые арендные ставки будут точечно расти ввиду небольшого объема свободного ликвидного предложения и стабильно высокого спроса на торговые помещения, предупреждают аналитики.

Александра Тен

Вся лента