Чем вам «Пропаганда» запомнилась?
Александр Цыпкин, писатель, сценарист:
— Это моя замечательная молодость! И для меня, питерца, знаковое место в Москве. В первые свои визиты я обходными путями пробирался во все злачные музыкальные места. А в «Пропаганду» почему-то попал сразу. И там познакомился с большим количеством своеобразных московских тусовщиков. Это место с определенной харизмой и стилем нравилось мне больше, чем многие другие, пусть и гламурные места. Особенно ценил музыкальный выбор. Это не конкретные истории, а ощущения: я очень часто попадал там на какую-то редкую музыку, в уникальную атмосферу. А еще — новые люди, разгул, дебош и прочее. Одним словом, золотое время, и жаль, что «Пропаганда» закрывается.
Надя Бойчевски, генеральный директор «МТС Лейбл»:
— «Пропка» — культовое место, для целого поколения такая же часть ландшафта столицы, как высотки. Казалось, она была всегда и будет всегда. Уникальность места — которое мне в первые посещения казалось слишком индустриальным и неприветливым — заключалась в том, что тебя ничего не отвлекало от главного, а главным были люди. «Пропка» была местом сродни вокзалу или аэропорту — там ты мог встретить кого угодно и когда угодно: бомонд и бизнес, галеристы и художники, артисты и модники... А еще это было место pre, after и непосредственно party. Там были замечательные коктейли из свежих ягод и чудесные завтраки задолго до того, как мода на них пришла в столицу. Отличные обеды и расположение делали место одним из лучших для переговоров. Там выступали лучшие DJ. «Пропка» была самым ярким и демократичным клубом, в котором тебе были рады. Ни до, ни после таких мест, пожалуй, не было, и это ее главный секрет.
Игорь Бухаров, президент ассоциации рестораторов и отельеров России:
— Я бывал в «Пропаганде» из интереса, и меня там ничего особо не удивляло, наверное, по причине профессиональной деформации. Это был один из способов сделать клуб, предлагать людям в разных интерьерах разные условия для отдыха, общения вот в такой индустриальной истории. Как в постановке спектакля: есть художник, который рисует, режиссер, который придумывает, есть сцена и люди — актеры и дальше спектакль. У заведения была своя атмосфера, которая притягивала определенные группы людей, которые взрослели вместе с клубом, и вот состарились.
Герман Клименко, председатель совета Фонда развития цифровой экономики:
— Был в «Пропаганде» несколько раз в молодые годы. Мы тогда с друзьями ходили сразу в несколько клубов, и «Пропаганда» всегда была в этом списке. Репутация, правда, у нее была специфичная, на оформление в стиле промышленного кубизма мы особо внимания не обращали, меню и спиртное, наверное, были как везде в клубах с танцевальной историей, кормили всегда плохо. Главное, там было много симпатичных девушек.
Алексей Николаев, основатель консультационного бюро музыкального бизнеса InSimple, экс-арт-директор клубов «Пропаганда» и «Культ»:
— Прекрасное место, где я много работал, приобрел коллег, друзей и влюбился! Наверное, самое яркое мероприятие — вечеринка диджея Funki Porcini (британский музыкант Джеймс Брэдделл.— “Ъ”). Кажется, это было в 1999 году. Тогда я решил заниматься организацией подобных мероприятий и много лет проработал в команде клуба: впервые встал за вертушки, начав карьеру диджея, а потом был приглашен на должность арт-директора клуба. Этого особого места будет не хватать, но мы соберем вновь свое сообщество и пригласим новых друзей! Будем танцевать!
Дмитрий Ашман, клубный промоутер, продюсер электронного фестиваля Alfa Future People:
— Это был клуб для всех на протяжении почти трех десятилетий! С совершенно невероятной атмосферой, вечеринками Сережи Санчеса, большим количеством иностранных артистов, с очень классными владельцами, которые создали одну из самых примечательных точек на карте не только клубной, но и культурной Москвы. Славилась и их невероятно вкусная кухня. Например, их говядину по-сычуаньски приезжали попробовать чуть ли не со всей страны. У «Пропаганды» сложилось свое комьюнити со своей эстетикой и музыкальными вкусами. Они не очень вписывались в общемосковскую тусовку ночных клубов, а были ближе к европейской культуре. А еще «Пропаганда» дала развитие большому количеству людей. В ней начинали все топ-менеджеры нынешних крупных компаний из моего круга общения! Мой ресторан Zeppelin был больше luxury для более обеспеченной богемы, а «Пропаганда» — демократичное, для творческих людей и продвинутой аудитории, для молодежи. Такого второго в мире нет и вряд ли будет.
Андрей Васильев, медиаменеджер, продюсер, в разные годы главный редактор ИД «Коммерсантъ»:
— Клуб запомнился как раз отсутствием любой пропаганды. Даже ЗОЖа. Просто такое устаревшее прикольное слово. А сейчас, видимо, не прикольное. Вот и закрыли.
Владислав Лисовец, эксперт моды, телерадиоведущий:
— Я не буду испытывать сильных эмоций от закрытия, поскольку не был там уже несколько лет, хотя это легендарное, ни с чем не сравнимое место моей молодости! Оно у всех на слуху, и ходили туда все. В зависимости от дня недели можно было попасть в аудиторию и на музыку абсолютно разных интересов. Разумеется, самыми популярными были четверги. Жаль, что Москва сильно подвержена влиянию модных течений и в ней практически не сохраняются надолго такие места для общения!