Старые песни дисконтом
Штраф за парковку тоже могут разрешить оплачивать с пятидесятипроцентной скидкой
Региональные власти могут получить право вводить 50-процентную скидку при оперативном погашении нарушителями штрафа за неоплаченную парковку. Заксобрание Санкт-Петербурга внесло соответствующий законопроект в Госдуму, документ поддержан правительством РФ. Сегодня у граждан есть возможность существенно сэкономить только при оплате штрафов за нарушение ПДД. Послабление могло бы унифицировать практику, считают депутаты, и повысить собираемость штрафов. Власти Москвы, где действует самый высокий в стране — 5 тыс. руб.— тариф за неоплату парковки, от оценок пока воздерживаются.
Законопроект, который петербургский парламент в пятницу внес в Госдуму, предоставляет право регионам вводить 50-процентный дисконт на оперативную оплату штрафа (в течение 20 дней после вынесения) за нарушение правил пользования платными парковками. Самый большой штраф для нарушителей сейчас установлен в Москве — 5 тыс. руб. В Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре — 3 тыс. руб.; в Тюмени, Туле — 2,5 тыс. руб.; Севастополе – 1,5 тыс. руб.; Чебоксарах и Твери — 1 тыс. руб.
Сейчас такая скидка распространяется только на штрафы за нарушения ПДД, за исключением самых грубых (вождение в пьяном виде и т. д). Дисконт введен Госдумой поправками к КоАП в 2016 году и был предназначен в том числе для того, чтобы стимулировать нарушителей к своевременной оплате. По данным Счетной палаты и ГИБДД, в 2016–2023 годах доля оплачиваемых штрафов выросла с 82% до 90%. Причем неохотнее других граждане оплачивают штрафы по составам без скидки — пьяное вождение и отказ от освидетельствования.
Региональные штрафы в систему дисконтов с самого начала не были включены, поскольку власти субъектов не устанавливают санкций за нарушение правил дорожного движения.
Однако «по своей правовой природе нарушения правил парковки схожи» с ними, пишут представители заксобрания Санкт-Петербурга в пояснительной записке. При этом жители городов, где действует платная парковка, зачастую не видят различия между штрафами, отмечают депутаты: «Принятие законопроекта создаст предпосылки унифицировать правоприменительную практику». «Этим мы повысим собираемость штрафов»,— объяснил “Ъ” депутат заксобрания Санкт-Петербурга Алексей Макаров.
Прежде похожие инициативы не раз выдвигала думская оппозиция. Одной из последних попыток был законопроект ЛДПР, внесенный в феврале 2024 года и отклоненный в июне по формальным основаниям: депутаты, обосновало правительство, не провели анализ правоприменительной практики и не привели статистику. Инициативу Санкт-Петербурга правительство поддержало пока концептуально (заключение вместе с поправками внесено в Госдуму), что, очевидно, придает дополнительный вес документу. Ранее было известно, что скидку при оплате региональных составов планируется включить в текст нового КоАП, который уже несколько лет готовит Минюст.
При этом, отмечает вице-премьер Дмитрий Григоренко, внесенные поправки не отвечают «принципу системности», так как распространяются только на один региональный состав.
Напомним, что в московском КоАП есть также штраф за стоянку на газоне (до 300 тыс. руб.), а с 1 сентября появится штраф за неоплаченный проезд по московским платным дорогам (до 15 тыс. руб.). Все они, судя по логике чиновников, также должны оплачиваться со скидкой. Также в правительстве считают неправильным подход, когда возможность применения скидки зависит от позиции властей субъекта — это нарушает принцип равенства перед законом. Кабмин таким образом намекает, что дисконт хорошо бы ввести во всех регионах сразу, а не делать опцией. Также Дмитрий Григоренко просит авторов поправок собрать данные для оценки влияния поправок на бюджеты субъектов. Сейчас в финансово-экономическом обосновании депутаты заксобрания Санкт-Петербурга допускают, что в результате реализации новых полномочий регионы могут лишиться части доходов, но точных цифр не привели.
Идея выглядит здравой, говорит глава комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников, но решение о введении дисконта в Москве нужно принимать только после консультаций с дептрансом.
«Половина штрафа не должна рассматриваться как альтернативный способ оплаты услуг,— поясняет он.— Это не должно быть экономически выгоднее, чем оплата самой парковки». Так, если в Москве ввести скидку, то штраф (2,5 тыс. руб.) обойдется дешевле, чем парковка в центре в зоне 600-рублевого тарифа в течение пяти часов.
«Правительство города всегда внимательно следит за изменениями в законодательстве, но указанный законопроект еще не принят»,— дипломатично прокомментировали инициативу в дептрансе Москвы. Данных о количестве штрафов за неоплату парковки там не предоставили. В правительстве Севастополя поддержали законопроект, выразив надежду, что подобная правоприменительная практика будет стимулировать граждан не накапливать штрафы, а скорее их оплачивать. Данная мера позволит снизить финансовую нагрузку на автомобилистов, солидарен председатель госсовета Чувашии Леонид Черкесов.