От крестителя к основателю
ЛДПР помянула двух Владимиров — святого и «великого»
ЛДПР в воскресенье торжественно помянула Владимира Жириновского по случаю его именин, совпавших с днем памяти крестителя Руси князя Владимира. Председатель партии Леонид Слуцкий в очередной раз поклялся в приверженности идеалам предшественника и констатировал, что для его однопартийцев фигура основателя остается цементирующей. Эксперт уверен, что продолжать эксплуатировать наследие «отца» ЛДПР обречена как минимум до следующих выборов в Госдуму, но выжить в дальнейшем ей позволит только кардинальная смена вех.
За последние полгода представители ЛДПР собирались у могилы Владимира Жириновского на Новодевичьем кладбище трижды. В декабре возложением цветов они открыли съезд, на котором партия выдвинула кандидата в президенты, в апреле отметили двухлетнюю годовщину со дня смерти основателя, а 28 июля помянули политика в связи с его именинами (в этом месяце они совпадают с днем памяти крестителя Руси князя Владимира).
Ни гвоздики в руках, ни торжественная скорбь на лицах либерал-демократов не мешали атмосфере своеобразного тимбилдинга вроде той, что царит на митингах коммунистов возле памятников вождям революции. Цветы, кстати, раздавали прямо на кладбище всем желающим, хотя руководители пришли со своими: например, вице-спикер Госдумы Борис Чернышов приехал с большим букетом бордовых роз.
«Мы каждый год пользуемся любой возможностью прийти сюда»,— не стал скрывать Леонид Слуцкий.
Состоять в рядах ЛДПР — большая честь, подчеркнул он, отметив, что партия проходит «непростые процессы», «очищается от тех, кто пришел ради благ и мандатов», и «укрепляется теми, кто пришел поддержать идеи Жириновского и великую Россию».
В стране тем временем именем основателя ЛДПР уже названы круизный лайнер, самолет «Аэрофлота», несколько улиц и скверов, напомнил его преемник: «Мы не торопим эти процессы, они сами идут в памяти людей». Столь масштабное посмертное признание Владимира Жириновского, видимо, и позволило партийцам легко поставить его в один ряд с канонизированным крестителем Руси. «День памяти его (господина Жириновского.— “Ъ”) небесного покровителя сегодня отмечается везде в русской цивилизации,— подчеркнул Леонид Слуцкий.— И не только людьми православными: здесь много людей и неправославных, которые чтут память и святого князя Владимира, и нашего великого Владимира Вольфовича». Помимо прочих память основателя ЛДПР действительно уважили полтора десятка крепких безусых бородачей грозной наружности. «Меры безопасности»,— отмахнулись от вопросов либерал-демократы.
Заупокойную литию отслужил известный монархист иеромонах Никон (Белавенец), с недавнего времени активно вовлеченный в партийную орбиту. Он же прочел и проникновенную проповедь, где отметил заслуги, силу и смелость покойного, а заодно предостерег паству от низвержения в язычество (как «красное, из мрака совка», так и «язычество западников»). «Мы ощущаем, что с каждым днем становимся ближе,— подытожил церемонию уже Леонид Слуцкий.— Он продолжает сплачивать и объединять нас: всех нас объединяют Жириновский, великая Россия и скорая победа».
ЛДПР остается «партией Жириновского», уверен политолог Илья Гращенков, а «жив политик или мертв — значения не имеет».
«Другое дело, что Жириновский умел удерживать людей в орбите внимания ЛДПР,— рассуждает эксперт.— Сейчас партия лишилась спикера, поэтому интерес к ней падает».
Внимание избирателя к либерал-демократам будет снижаться неуклонно, но «эксплуатировать образ Жириновского» те «обречены» как минимум до 2026 года, считает политолог — «потому что ничего другого в ЛДПР и нет». Если положение дел останется прежним, то партия «проживет еще какое-то количество времени» и даже, вероятно, пройдет в Госдуму, но уже на грани барьера, и в будущем сольется с какой-либо из актуальных политических сил, предполагает господин Гращенков: «Если же партия найдет новую идентичность, а Жириновский останется в качестве отца-основателя, партия сможет претендовать на более долгий цикл жизни. Но сейчас его тяжело прогнозировать».