Поисковики зависли в монополии
Юрий Литвиненко о международных параллелях в IT-секторе
Федеральный судья США Амит Мета признал, что Google незаконно занимает монопольное положение на местном рынке, конкретно — среди «поисковых систем общего назначения» и среди «текстовой рекламы», размещаемой в поисковой выдаче. Решение было вынесено на фоне кризиса доверия, в той или иной степени отражающегося на всех поисковиках.
Индустрия поисковой оптимизации уже давно перевернула взаимоотношения между поисковиками и массивом остальных сайтов: последние вынуждены работать скорее с расчетом на алгоритмы, чем на потребности пользователя. Именно из-за «лучших практик» Google множество статей в интернете стали сопровождаться биографиями авторов и оглавлениями, даже если логика текста того не требует. А простота создания текстов, которую дали нейросети, привела к появлению почти полностью «машинно-генерированных» сайтов — разумеется, до предела оптимизированных под то, чтобы они появились наверху выдачи.
В таких условиях пользователи, которые хотят получить ответ на бытовой вопрос, все чаще обращаются к генеративным сервисам напрямую. Изменяется и модель использования классических поисковиков. Например, у многих англоязычных пользователей Google вошло в привычку приписывать к своим запросам слово Reddit — название крупнейшего форума, на котором еще преобладает контент, написанный живыми людьми для других людей. Подрывается и классическая модель отношения сайтов с поисковиками («мы вам контент, вы нам трафик»): тот же Reddit сначала подписал соглашение с Google, а затем закрылся от поисковых роботов всех других компаний.
«Яндекс» в России тоже можно назвать доминирующей компанией, как минимум в области поисковой рекламы. Она пришла к этому под влиянием иных факторов, чем Google — в США: с одной стороны, благодаря нормам о предустановке российских программ и поисковиков, с другой — в ходе решения Google отключить в России все возможности по рекламе и монетизации.
Google, находясь в монопольном положении в США, пропустила момент изменения пользовательских привычек. «Яндекс» пока еще пытается предвосхитить такие события и тестирует сервис «Нейро», объединяющий поиск по сайтам с генеративными технологиями. Но не факт, что ставка «Яндекса» сыграет, а даже если она и будет удачной, нельзя исключать появления индустрии «оптимизации под "Нейро"». Будь бы рынок поисковиков в России более насыщенным, мы бы видели, как каждый из игроков идет в своем направлении, и так сейчас и происходит в США, где свои продукты развивают Microsoft, DuckDuckGo и OpenAI. Но российские компании VK и Rambler & Co, которые раньше самостоятельно развивали поисковые технологии, сейчас лицензируют их у «Яндекса».