Медицинское образование становится ценнее
В российских медвузах снова выросла стоимость обучения
Ведущие медицинские вузы России вновь подняли цены на образовательные услуги. В столичных университетах по отдельным направлениям плата за обучение выросла в среднем на 30%, в петербургских — на 15–20%, а в воронежском меде по направлению «педиатрия» тариф и вовсе подскочил более чем на 50%. В Минздраве “Ъ” заверили, что этот процесс в подведомственных учебных заведениях проходит «в строгом соответствии с нормативными затратами». В вузах же объясняют, что затраты растут в связи с внедрением «новой научно-исследовательской образовательной модели» и увеличением нагрузки на профессорско-преподавательский состав. Эксперты полагают, что это приведет к росту спроса на заключение договоров о целевом обучении со стороны абитуриентов.
Первым обновленные прайс-листы столичных учебных заведений изучил «Медвестник». Так, для поступивших в рамках приемной кампании 2024/25 года в Первый МГМУ им. И. М. Сеченова по специальности «лечебное дело» год обучения подорожал с 650 тыс. до 850 тыс. руб., на 30,8%. Шестилетняя подготовка в вузе обойдется в сумму более 5,6 млн руб. вместо прошлогодних 4,4 млн руб. (+27,3%).
Стоимость обучения на медицинских направлениях в СПбГУ, как рассказали “Ъ” в пресс-службе университета, в среднем выросла на 15%. Теперь за «лечебное дело» первокурсникам придется заплатить 324 тыс. руб. в год вместо 310 тыс. руб., за «акушерство и гинекологию» — 330,9 тыс. руб. вместо 312,6 тыс. руб., за «стоматологию» — 371,3 тыс. руб. вместо 355 тыс. руб.
Воронежский медуниверситет им. Н. Н. Бурденко поднял тариф на рекордные 56% — с 160 тыс. до 250 тыс. руб. («педиатрия»). «Лечебное дело» подорожало на 46% — с 185 тыс. до 270 тыс. руб. На 42% выросла стоимость обучения по направлению «стоматология» — 350 тыс. против 245 тыс. руб. годом ранее (подробнее о том, как выросли цены в других вузах, в таблице).
Как выросла стоимость двух семестров обучения за последний год
|
В пресс-службе Минздрава РФ, куда “Ъ” обратился за комментариями, подчеркивают, что подведомственные учебные заведения самостоятельно определяют стоимость платных услуг.
При этом вузы руководствуются положениями законодательства и федеральными государственными образовательными стандартами и действуют «в строгом соответствии с нормативными затратами на соответствующий год».
Во вторник в ходе выступления в Госдуме глава Минобрнауки Валерий Фальков подчеркнул, что образовательное ведомство ежегодно проводит мониторинг этого процесса, в большинстве случаев увеличение платы обоснованное. По его словам, администрация вузов поднимает цену на обучение пропорционально инфляции, а также ориентируясь на стоимость бюджетных мест.
В Первом МГМУ им. И. М. Сеченова “Ъ” объяснили, что утвержденный в 2024 году тариф «рассчитан из расчета покрытия возросших затрат, связанных с внедрением новой научно-исследовательской образовательной модели, предусматривающей практико-ориентированный и проектный подходы к подготовке врачей, внедрение индивидуальных образовательных траекторий и увеличение нагрузки на профессорско-преподавательский состав». В частности, отметили там, рост фонда заработной платы, обусловленный увеличением нагрузки на преподавателей и повышением средней заработной платы по Москве, в 2024 году составил 21% по сравнению с 2023 годом. «Существенную роль» в формировании стоимости оказания образовательных услуг также сыграл 30-процентный рост стоимости оборудования, расходных материалов и комплектующих, необходимых для клинических и научных исследований. При этом, заверили в вузе, повышение платы фактически не влияет на доступность медицинского образования, поскольку число бюджетных мест с каждым годом растет, в этом году их число выросло на 10%.
Отметим, в июне министр здравоохранения Михаил Мурашко привел данные, согласно которым за пять лет число бюджетных мест в российских медицинских вузах увеличилось на 30% — с 26, 8 тыс. в 2019 году до 35 тыс. в 2024 году.
Директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович также связывает повышение цен с увеличением себестоимости обучения. При этом она видит плюс в том, что за счет расширения целевого набора коммерческая подготовка становится менее доступной: «Нам в медицине нужны не столько люди, которые готовы заплатить за образование, сколько те, которые идут в медицинскую сферу по призванию». Целевое обучение, которое является, по сути, противовесом платному, эксперт называет «действительно рабочей системой»: «Нужно следить, возвращаются ли люди на места. Иначе они должны выплачивать полную стоимость своего обучения, и в том числе с учетом возросших цен».
Член санкт-петербургского отделения профсоюза медработников «Действие», автор Telegram-канала «Поясни за мед» Иван Давыдов обращает внимание, что количество целевиков увеличивается в рамках стабильного числа бюджетных мест. Именно в этом обстоятельстве господин Давыдов и видит одну из причин увеличения платы за обучение. «Целевое направление абитуриенты берут в крайних случаях,— полагает он.— Логично, что за ростом спроса выросли и цены на учебу». Однако, по его мнению, теперь все больше абитуриентов будут склоняться к заключению договора о целевом обучении.