Трамваи въехали в режим
Правительство РФ запустило эксперимент с «умными» трамваями в Петербурге и Москве
В Петербурге начал работать экспериментальный правовой режим по эксплуатации беспилотных трамваев, который может продлиться три года. Предполагается, что за это время сформируется новая правовая модель регулирования беспилотного городского транспорта. Юристы говорят, что о результатах эксперимента и его пользе можно будет говорить только по истечении срока, но без должного обеспечения, обучения водителей и достаточного тестирования никакие четкие правовые нормы выработать не удастся.
В Петербурге и Москве начал действовать экспериментальный правовой режим (ЭПР) по эксплуатации беспилотных трамваев. Соответствующее постановление подписал председатель правительства России Михаил Мишустин, говорится в релизе разработчика документа — Минэкономразвития РФ — от 29 июля.
ЭПР вводится на три года и предусматривает эксплуатацию беспилотных трамваев в двух городах (Санкт-Петербурге и Москве), программы подготовки водителей-испытателей и операторов, техобслуживание, диагностику в режиме реального времени и меры по обеспечению безопасности движения.
На первом этапе беспилотные трамваи на маршрутах будут передвигаться с водителем-испытателем на борту. После достижения пробега не менее 3 тыс. км, или 150 часов эксплуатации, транспорт под наблюдением операторов начнет перевозить пассажиров в полностью автономном режиме.
По словам заместителя мэра столицы в правительстве Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова, первый полностью беспилотный трамвай в городе планируют запустить до конца 2025 года.
В Петербурге прототип полностью беспилотного трамвая намерены создать к 2026 году. Соглашение о его разработке «Горэлектротранс» (ГЭТ), компания Cognitive Pilot (дочка «Сбера» и Cognitive Technologies) и ООО «ПК Транспортные системы» (ПК ТС) подписали в июне 2023 года на научно-техническом совете, который провела Международная ассоциация предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ).
В ГЭТ, ПК ТС и комитете по транспорту не ответили на вопросы «Ъ-СПб» о стадии проекта разработки первого беспилотного трамвая, его стоимости, а также механизме реализации экспериментального правового режима в городе.
По информации на сайте ГЭТ, в настоящее время в Петербурге на шести городских маршрутах работает около 250 трамвайных вагонов с элементами автопилотирования (системой активной помощи водителю). В июне 2023 года в сообщениях предприятия говорилось о 83 таких трамваях, действующих на линиях города. Их поставки с 2022 года по техзаданию ГЭТ осуществляет ПК ТС.
«Начиная с сентября 2022 года по май 2023 года "умные" трамваи с установленной, обученной и настроенной системой прошли на маршруте № 24 более 50 тыс. км. Пробег всех "умных" трамваев за все время эксплуатации в Петербурге на данный момент составил 10,6 млн км»,— уточняется в пресс-релизе ГЭТ.
Также в июне прошлого года ГЭТ анонсировал создание на одной из площадок предприятия тестовый полигон, где будет вестись проверка «умных» трамваев в процессе приемки всех текущих поставок, обучение водителей и обкатка нового состава, испытания и апробация перспективной техники и технических решений, разрабатываемых производителями. Одним из перспективных мест для полигона рассматривалась площадка на Шаврова Трамвайного парка № 5.
В ГЭТ считают, что введение ЭПР позволит обойти существующие на сегодняшний день правовые преграды и начать испытания не только на закрытой территории предприятия, но и за его пределами.
Руководитель практики юридической фирмы Intellect Михаил Хохолков поясняет, что ЭПР представляет собой специальный режим, который временно вводится для апробации новых правовых норм в определенных секторах экономики или для определенных видов деятельности. Его цель — тестирование и оценка эффективности новых механизмов и подходов перед их возможным внедрением на постоянной основе. Как правило, ЭПР вводится на ограниченное время, в конкретной местности и для конкретных видов деятельности.
Партнер бюро юридических стратегий Legal to Business Дарья Филина уточняет, что ЭПР в случае с эксплуатацией беспилотных трамваев необходим прежде всего для разработки правовых решений в сфере ответственности за причиненный вред, а также административной и уголовной ответственности за нарушение ПДД.
По словам господина Хохолкова, субъект ЭПР при эксплуатации «высокоавтоматизированных» транспортных средств обязан принять меры по минимизации рисков причинения вреда жизни, здоровью или имуществу, а любое транспортное средство является источником повышенной опасности.
«Сейчас по закону, не важно, управляется ли транспортное средство человеком или роботом, возместить ущерб должен владелец. Если же беспилотник причинит вред здоровью человека или в результате ДТП наступит его смерть, то уголовное дело будет возбуждено по статье 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее за собой причинение тяжкого вреда здоровью). Здесь уже виновного выявят следствие и суд»,— уточняет эксперт.
Ведущий юрист компании «Легис Веритас» Диана Суворова считает, что о результатах эксперимента и его пользе можно будет говорить только по истечении срока, указанного в документе и при соблюдении всех мер безопасности (экспериментальный правовой режим может быть прекращен в любой момент, если нормы будут не соблюдены), но без должного обеспечения, обучения водителей и достаточного тестирования никаких четких правовых норм выработано не будет.