Миноритарии всех стран

Центробанк просит не изымать акции у 1,5 тыс. совладельцев СМЗ

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд начал рассматривать жалобы миноритарных акционеров стратегического ОАО «Соликамский магниевый завод» (СМЗ). Ранее суд по иску прокуратуры решил изъять их акции в пользу государства, поскольку приватизация предприятия была проведена незаконно. Отменить решение пытаются как сами акционеры, так и Центробанк с Мосбиржей. По данным последних, более 1,5 тыс. ответчиков купили свои акции на организованных торгах, а «разворачивать» такие сделки запрещает закон. Банк России считает, что решение первой инстанции наносит ущерб публичному интересу в плане доверия к фондовому рынку. Совладельцы, купившие акции у государства в 1992 году, настаивают, что действовали добросовестно, а приватизация была публичной. Прокуратура просит оставить решение суда без изменения, поскольку интересы государства могут быть восстановлены только при контроле 100% акций СМЗ.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Обжаловать судебный акт об изъятии акций ОАО «Соликамский магниевый завод» у более чем 2,1 тыс. ответчиков решили несколько десятков физических и юридических лиц. Напомним, в марте этого года суд первой инстанции согласился с требованиями прокуратуры, что приватизация магниевого завода в Соликамске в 1992 году была проведена в нарушение закона, без согласия с уполномоченными органами федеральной власти. По решению арбитража, всего в собственность государства должно перейти чуть больше 10% акций СМЗ. Суд согласился с позицией надзорного органа, что удовлетворение требований необходимо для защиты публичного интереса, связанного с защитой экономического суверенитета, обеспечением обороны страны и безопасности государства. Ранее по тем же основаниям суд изъял 89,4% акций компании у Петра Кондрашева, Тимура Старостина, Игоря Пестрикова и Сергея Кирпичева. Это решение «устояло» в высших инстанциях.

Решение об удовлетворении иска к миноритариям вызвало несогласие у представителей ряда государственных структур. В итоге в числе апеллянтов оказались Центробанк и Мосбиржа, привлеченные к делу в качестве третьих лиц. В ходе заседания представитель ЦБ Игорь Поносов доказывал, что суд первой инстанции необоснованно не применил норму ст. 149.3 ГК РФ, которая прямо указывает, что ценные бумаги, приобретенные на организованных торгах, не могут быть истребованы у добросовестного покупателя. Юрист уверен, что ни прокуратура, ни первая инстанция не проверяли добросовестность ответчиков. При этом специальная норма ст. 149.3 ГК РФ не только защищает инвесторов как специальная норма закона, но и обеспечивает доверие к институту фондового рынка. «Это дело является резонансным как для инвесторов, так и для всего рынка. Решение первой инстанции разрушает фундаментальные гарантии, которые государство дает участникам рынка»,— убежден господин Поносов.

Мосбиржа в отзыве также сообщила, что считает ответчиков, которые купили акции на организованных торгах (около 1,5 тыс. лиц.— «Ъ-Прикамье») добросовестными приобретателями. По мнению ее представителей, чтобы суд удовлетворил иск, прокуратура должна была доказать недобросовестность каждого из ответчиков, но даже не попыталась это сделать. Всего, по данным биржи, с акциями СМЗ было совершено около 280 тыс. операций, участники которых не могли знать, что завод мог быть приватизирован с нарушениями. Кроме того, перед допуском на биржевые торги ценные бумаги проходят проверку законности происхождения. «Изначально в исковом заявлении прокуратура указала, что направляет его в защиту публичного интереса и интересов государства,— заявила представитель Мосбиржи.— Но мы убеждены, что истец и первая инстанция в этом случае неправильно трактуют понятие публичного интереса».

Юрист напомнила про материалы дела по иску об изъятии мажоритарного пакета акций. В них было указано, что переход государству 89,4% акций восстановит права государства, а миноритарии в качестве третьих лиц по делу не привлекались. Как считают представители Мосбиржи, в данном случае публичный интерес заключается в поддержании благоприятного инвестклимата, а также в защите прав и законных интересов инвесторов. Решение суда первой инстанции такой интерес, наоборот, подрывает.

Наиболее эмоциональным было выступление бывшего сотрудника Соликамского магниевого завода Александра Чуба (владеет 191 акцией). Юрист отметила, что 74-летний господин Чуб проработал на заводе 47 лет и за заслуги перед отраслью ему было присвоено звание заслуженного металлурга России. «Свои акции он приобрел на зарплату и ваучеры в 1992 году,— рассказала она.— Он из тех людей, кто всю свою жизнь посвятил предприятию. Именно их усилиями завод был сохранен в девяностые годы, потому что коллектив бился за него, поэтому добросовестность Чуба под сомнение поставлена быть не может. Более того, деньги, на которые были куплены акции, поступили в бюджет. Государство обо всем знало, поскольку приватизация была публичной».

Как и коллеги, представитель Мосбиржи считает, что суд и прокуратура должны были изучить поведение каждого из ответчиков с точки зрения добросовестности, но этого сделано не было. Кроме того, все ответчики заявили о пропуске прокуратурой срока исковой давности, поскольку приватизация состоялась более тридцати лет назад.

Представляющая прокуратуру Кристина Соромотина просила оставить решение суда без изменений, а жалобы ответчиков — без удовлетворения. Она напомнила, что Мосбиржа и Центробанк были привлечены к делу третьими лицами еще в 2023 году, но до последних заседаний суда первой инстанции никак свою позицию не проявляли. По мнению надзорного органа, сам факт незаконной приватизации никак не опровергнут. Поэтому недопустимо говорить и о добросовестности лиц, которые принимали во владение фактически чужое имущество без законных на то оснований. «Процедура допуска акций на биржевые торги не предполагает проверки законности приватизации, а ее незаконность „рушит“ и всю цепочку сделок»,— полагает госпожа Соромотина. По ее данным, часть акций завода до сих пор находится во владении иностранных лиц, а для восстановления прав государства все ценные бумаги должны перейти в его собственность.

Рассмотрение жалобы миноритариев продолжится в сентябре.

Дмитрий Астахов

Вся лента