Системный подход к изменениям в IT-индустрии

Как создать полноценную экосистему импортонезависимых технологий в IT

Директор по маркетингу вендора SL Soft (ГК Softline) Олеся Лачугина о том, как преодолевать своего рода феодальную раздробленность IT-индустрии и как российские компании перестраиваются под новые условия рынка.

Директор по маркетингу вендора SL Soft (ГК Softline) Олеся Лачугина

Фото: SL Soft

Российской IT-индустрии необходимо в сжатые сроки заместить огромный пласт западных технологий и параллельно обеспечивать развитие инноваций для поддержки цифровой трансформации бизнеса и сектора государственного управления.

Поэтому наиболее важные продукты и технологии должны быть заменены за ближайшие пару лет, в течение пяти лет важно создать полноценную экосистему импортонезависимых технологий с минимальной опорой на иностранные системы и интеллектуальные сервисы. А на стратегическую перспективу — разрабатывать и выводить на зарубежные рынки российские IT-инновации.

На сегодняшний день в Реестре российского ПО насчитывается почти 22 тыс. позиций — продукты от сотен компаний-производителей. И если во время ухода глобальных вендоров с рынка заказчикам поначалу казалось, что иностранные системы нечем будет замещать, то теперь проблематика сменилась: российских решений много, но их качество, уровень поддержки и прочие характеристики зрелых продуктов не соответствуют требованиям корпоративных потребителей.

«Бум импортозамещения» привел к тому, что по многим направлениям одновременно создают десятки сходных по функциональности продуктов: операционных систем, прикладных решений, систем виртуализации и пр. Случается, что ведут разработки решений под нужды конкретного заказчика с учетом его специфики, операционной модели, IT-архитектуры. Подобные продукты далеко не всегда имеют потенциал коммерциализации даже в одной индустрии, не говоря уже о глобальном рынке.

Другая сложность — интеграция российских технологий. Зачастую заказчики вынуждены брать на себя функции консультанта (поиск приемлемых продуктов), интегратора (тестирование, проверка на совместимость) и вендора (доработка и сопровождение).

Поэтому необходимо систематизировать процесс импортозамещения. Для этого, как нам видится, необходимо решить три задачи.

Первая из них — консолидация отрасли. Создание зрелого рыночного продукта требует многомиллиардных долгосрочных вложений, которые не могут быть обеспечены операционным капиталом самих IT-компаний, в основном — малых и средних предприятий. Необходимо долгосрочно и масштабно инвестировать в создание, тиражирование и сопровождение технологий. Причем последний пункт — так же сложен и часто дороже, чем собственно разработки. Например, мировой лидер в области роботизации UiPath прошел семь раундов инвестиций в общей сложности на $350 млн. И только первые три (примерно на $30–40 млн) были технологическими, а остальные направлялись на то, чтобы формировать глобальный бизнес. Российским разработчикам нужны серьезнейшие вложения в качественный клиентский сервис, к которому привыкли заказчики, сотрудничавшие с зарубежными партнерами: привлечение консультантов, архитекторов, инженеров поддержки.

Обеспечить такой подход способны только крупные компании, и процесс консолидации в отрасли начался — мы видим примеры выхода на биржу и усиление вендоров в различных нишах: «Группа Астра» в инфраструктурном софте, Yandex Cloud, Cloud.ru, VK Cloud в облачных экосистемах, «Лаборатория Касперского» и Positive Technologies в информационной безопасности, «Диасофт» в прикладном финансовом ПО.

Необходима и кооперация участников рынка — создание зрелых рыночных продуктов требует как вертикальной (по всему технологическому стеку — ОС, СУБД, коммуникации и пр.), так и горизонтальной интеграции (со смежными прикладными и инфраструктурными системами). Для этого нужны тесные взаимодействия в связках «вендор — вендор» и «вендор — заказчики». Последние, кстати, принимают все больше участия в создании импортозамещающих продуктов (пример такого сотрудничества между IT-бизнесом и заказчиками — Индустриальные центры компетенций).

И третий пункт — координация процессов, здесь важная роль отводится регуляторам и отраслевым ассоциациям. Государственные программы цифровизации, целевое финансирование разработок, активности различных организаций, направленные на достижение технологического суверенитета, унификация требований к решениям различных классов, мониторинг и аудит создающихся продуктов, чтобы избежать дублирования уже существующих проектов — в целом все усилия должно вплетаться в единую канву для решения задач импортозамещения. Важно поддерживать связь между областью научных исследований и рыночными разработками — например, в сфере ИИ, квантовых технологий и пр.

Происходящие в индустрии процессы не должны привести к изоляции рынка и фокусированию усилий на копировании западных решений — это чревато «консервацией» технологического отставания. Слаженное взаимодействие государства, заказчиков и IT-игроков, укрепление доверия между ними, напротив, будет способствовать развитию инноваций и настоящей импортонезависимости.

ООО «Робин»

Реклама

Вся лента