Воздушный кодекс разбавит «мокрый» лизинг
В каких изменениях нуждается практика аренды лайнеров в России
Российские авиакомпании смогут сдавать свои самолеты в «мокрый» лизинг, так называют форму аренды вместе с экипажем. Поправки в Воздушный кодекс проходят финальное рассмотрение в Госдуме. Как уточнили в Минтрансе, речь идет о договоре временного найма гражданского воздушного судна с пилотами и бортпроводниками для внутренних перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты. Подобная практика существовала и прежде, но только в формате простых контрактов между авиакомпаниями.
О законодательном закреплении деталей и распределении ответственности перевозчики и чиновники смогли договориться только сейчас, пояснил главный редактор информационного портала InfraNews Алексей Екимовский: «В авиационной практике "мокрый" лизинг достаточно часто встречается. То есть в принципе это незапрещенная деятельность. Она нужна, чтобы авиакомпании более свободно оперировали своими маршрутными сетями, привлекали партнеров для осуществления тех или иных рейсов. Просто сейчас двумя договорами это делают: отдельно его заключают по экипажу и отдельно — по самолету. Предлагается оформлять эту сделку одним контрактом. Давно говорилось о том, что нужно законодательное обеспечение. При наличии такой возможности перевозчикам станет удобнее вести бизнес, когда не требуется каких-то дополнительных юридических процедур для того, чтобы договоры облекать в удобоваримую юридическую форму».
Законодательное закрепление «мокрого» лизинга активно продвигают «Аэрофлот» и S7, пишет Forbes. Эта модель бизнеса позволит передающей стороне снизить расходы на коммерческое управление и фонд оплаты труда без сокращения штата, а также даст шанс избежать утраты права собственности на воздушное судно. Для лизингополучателя это возможность восполнить дефицит парка самолетов при появлении новых направлений и при росте пассажиропотока. Сейчас в московских аэропортах простаивает множество самолетов, которые могли бы летать по «мокрым» контрактам, отметил основатель страхового брокера AMsec24 Антон Мельцов:
«В настоящий момент в Домодедово можно увидеть достаточно много бортов, которые не летают, например, у компании "Волга-Днепр". И внедрение такого термина, как "мокрый лизинг", на законодательном уровне очень важно для того, чтобы какие-то перевозчики, у которых есть разрешение на полеты и возможность летать в одни страны, могли использовать воздушные суда других игроков, которые таких разрешений не имеют. И до этого момента существовала возможность арендовать лайнеры у другой авиакомпании, однако на законодательном уровне не было прописано, как будет распределяться ответственность в случае наступления какого-то инцидента. В частности, какая сторона будет отвечать в случае поломки самолета или задержки пассажиров.
Данная инициатива как раз будет носить скорее характер формализации нужного процесса, в котором будет объяснено, каким образом, в каких случаях будет распределяться ответственность и кто за что отвечает».
Модель «мокрого» лизинга работает, как в Uber в автомобильном прокате, сравнивают эксперты. В России после принятия поправок в Воздушный кодекс могут появиться компании, у которых нет лицензии на полеты и нет согласованных маршрутов, но есть парк самолетов и персонал для аренды, пояснил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: «На Западе есть возможность взять на рынке недостающие самолеты вместе с экипажами и максимально быстро начать использовать эти провозные емкости для выполнения своей коммерческой программы. Это позволяет одним авиакомпаниям зарабатывать больше, учитывая, что у них есть хорошие отношения с клиентами и они могут удовлетворять их потребности наилучшим образом. Для других перевозчиков, у которых такой клиентской базы нет, это шанс получить фиксированную сумму за каждое воздушное судно, превышающую ее текущие издержки, связанные с эксплуатацией самолета».
В случае принятия поправок в Воздушный кодекс нормы «мокрого» лизинга для авиакомпаний начнут действовать с марта 2025 года, пишет Forbes.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".