Ракета прилетела в спальню
Глава политбюро «Хамаса» Исмаил Хания убит в Тегеране
В среду утром глава политбюро радикального палестинского движения «Хамас» Исмаил Хания был убит в Тегеране. Его гибель подтвердили само движение и Корпус стражей исламской революции. Израиль, на который тут же возложили вину за случившееся, от комментариев воздерживается. Политики и эксперты, оперативно откликнувшиеся на убийство лидера «Хамаса», предупредили о грядущей серьезной эскалации на всем Ближнем Востоке.
«Сегодня рано утром по резиденции Исмаила Хании в Тегеране был нанесен удар, в результате которого он и один из его телохранителей погибли. Причина случившегося расследуется и будет объявлена в ближайшее время»,— отметил в сообщении Корпус стражей исламской революции. Вскоре вслед за этим гибель одного из своих руководителей подтвердило и само движение «Хамас».
Как сообщили источники телеканала «Аль-Хадас», Исмаил Хания был убит «буквально в постели» в результате прямого попадания ракеты в дом, где он ночевал, в Тегеране, куда он приехал для присутствия на инаугурации нового президента Ирана Масуда Пезешкиана во вторник.
Чьих рук это дело, в обеих организациях указали без обиняков, дружно назвав случившееся «вероломным сионистским рейдом».
Тем временем израильские военные, буквально накануне гордо сообщившие о ликвидации главного военного командира «Хезболлы» Фуада Шукра в результате авиаудара по Бейруту в отместку за гибель 12 детей в Голанских высотах, не стали спешить с комментариями по поводу гибели господина Хании.
Но зато некоторые израильские политики не удержались от злорадства. «Смерть Хании делает мир немного лучше», это «правильный способ очистить мир от этой грязи» — так написал в соцсети Х израильский министр по делам наследия Амихай Элияху. «Да, все твои враги погибнут, о Боже»,— поддержал его на той же платформе и министр коммуникаций Шломо Кархи (позднее, правда, этот пост был удален).
Путь Исмаила Хании в «Хамас» начался в 1997 году с должности главы канцелярии ныне покойного духовного лидера движения шейха Ахмеда Ясина. Семь лет спустя он уже возглавлял деятельность всей организации в секторе Газа и еще тогда снискал репутацию умеренного исламиста (как минимум из-за того, что в отличие от многих своих единомышленников избегал публично призывать к уничтожению Израиля). Кроме того, за ним закрепилась слава умелого переговорщика. В частности, именно благодаря усилиям Исмаила Хании на определенном этапе «Хамас» смог договориться о создании в Палестине правительства национального единства вместе с членами движения «Фатх», которое сам господин Хания возглавил в марте 2007 года.
Впрочем, такой кабинет продержался недолго: уже летом того же года боевики «Хамаса» силой захватили власть в секторе Газа, после чего представляющий движение «Фатх» президент Махмуд Аббас распустил правительство Хании. Тем не менее правительство, представленное исключительно членами «Хамаса» и не признанное Палестинской национальной администрацией во главе с президентом Аббасом, так и осталось действовать в секторе Газа до 2014 года.
Как считали многие эксперты, именно в те годы, когда всеми делами в секторе заправлял господин Хания, движение «Хамас» смогло заметно упрочить свой боевой потенциал — не в последнюю очередь при содействии Ирана, с которым у палестинского политика сложились весьма прочные отношения.
Израиль и вовсе обвинял Исмаила Ханию и его соратников в том, что они используют гуманитарную помощь для сектора Газа в интересах военного крыла своей группировки.
В 2014 году в рамках заново затеянного процесса межпалестинского примирения Исмаил Хания добровольно покинул пост премьера, пересев на последующие три года в кресло лидера «Хамаса» в секторе Газа, чтобы открыть возможность для создания очередного правительства национального единства «Фатх» и «Хамас». Но вторая попытка единения двух конкурирующих политических сил Палестины оказалась еще провальнее предыдущей: кабинет так и не смог приступить к полноценной работе и вскоре распался.
В 2017 году Исмаил Хания передал бразды правления в секторе Яхье Синвару, а сам возглавил политбюро «Хамаса», сосредоточившись на том, чтобы заручиться дипломатической и политической поддержкой других стран. Последние несколько лет он жил преимущественно в Катаре.
Многие эксперты считали, что Исмаил Хания не был осведомлен о планах нападения «Хамаса» на еврейское государство 7 октября — настолько секретной была эта внезапная атака, готовившаяся в крайне узком кругу. Но в любом случае от ответных действий Израиля сам господин Хания потерял очень много. Недавно он заявил, что с начала войны Израиля в секторе Газа были убиты 60 его родственников. В апреле, например, в ходе израильского авиаудара по лагерю беженцев Шати на севере Газы погибли сразу три его сына, внук и три внучки. Политик воспринял это стоически: «Весь наш народ и все семьи Газы заплатили тяжелую цену кровью, и я один из них»,— заявил он тогда.
При этом, отвечая на вопрос, как убийство его собственных сыновей повлияет на ведущиеся им переговоры о перемирии, Исмаил Хания сказал, что «интересы палестинского народа стоят превыше всего».
Разумеется, убийство столь высокопоставленного функционера «Хамаса» породило опасения серьезной эскалации во всем регионе. Как заявил телеканалу «Аль-Акса» представитель движения Мусса Абу Марзук, смерть Исмаила Хании — «трусливый акт, который не останется безнаказанным». Президент Палестины Махмуд Аббас решительно осудил убийство, а ряд палестинских фракций призвали к всеобщей забастовке и массовым демонстрациям в ответ на убийство.
Осудили это убийство и в Турции. Согласно сообщению МИДа этой страны, атака продемонстрировала, что Израиль «не намерен добиваться мира». Схожую точку зрения в своем Telegram-канале высказал и вице-спикер Совета федерации Константин Косачев. Назвав удары израильтян по объектам «Хезболлы» и «Хамаса» в Бейруте и в Тегеране «не желанной ликвидацией террористической угрозы, а неизбежной консолидацией антиизраильского сопротивления по всему миру», российский политик предрек «резкую эскалацию взаимной ненависти» на Ближнем Востоке. «Регион вступает в самые трудные времена противостояния. Ответственность ляжет на Израиль»,— отметил он.
Пожалуй, единственным на утро среды, кто предпочел не сгущать красок из-за ликвидации именитого палестинского политика, оказался министр обороны США Ллойд Остин. «Я не думаю, что война неизбежна. Я придерживаюсь этой точки зрения. Я думаю, что всегда есть место и возможности для дипломатии»,— заявил он журналистам из Манилы, не сделав никаких прямых ссылок на убийство Исмаила Хании.
Убийство Исмаила Хании неизбежно приведет к новому витку эскалации в регионе и на ближайшее время остановит переговоры по освобождению израильских заложников, заявила в беседе с «Ъ» востоковед, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Елена Супонина.
По ее мнению, мстить Израилю будет не только «Хамас», но и союзные ему движения в регионе, включая ливанскую «Хезболлу» и йеменских хуситов. Эксперт также допускает силовой ответ со стороны Ирана, поскольку Исмаил Хания был убит на иранской территории. «Убийство вызвало возмущение многих иранцев, поэтому, хотя Иран и не хочет ввязываться в большой конфликт с Израилем, он все же будет обязан как-либо ответить»,— подчеркнула востоковед.