Коллекции выходят из карантина
Музей Метрополитен отчитался о восстановлении после пандемии
Администрация нью-йоркского Музея Метрополитен объявила, что последствия пандемии COVID-19 в смысле посещаемости «в основном» преодолены. И хотя Met не достиг еще уровня в 7 млн посетителей в год (итог 2019 года), общая тенденция наконец-то положительная. Художественный обозреватель “Ъ” Кира Долинина считает, что это хорошая новость для всех крупных мировых музеев, которые испытывают на себе этот постковидный синдром.
Музей Метрополитен не является мировым рекордсменом по посещаемости — это место практически всегда занимает Лувр. Но в художественном мире все, что происходит с Met, считывается как важнейшие сигналы и для музейной моды, и для музейной экономики. Резкий подъем числа его посетителей в 2023/24 финансовом году (5,4 млн человек против 3,2 млн в 2022-м) свидетельствует не столько даже о нормализации туристических потоков, которые даже после окончания пандемии все еще далеки от уровня тучных 2010-х, сколько о новых трендах музейной политики.
Если на зарубежных туристов главному американскому музею пока сильно рассчитывать не приходится (последний отчет главного контролера Нью-Йорка показывает, что число гостей города из-за рубежа сократилось почти на 14% по сравнению с 2020 годом), то основная работа должна быть сосредоточена на «своем» посетителе. При этом в понятие «свой» входят как американские туристы в целом, так и постоянные посетители музея из числа жителей Нью-Йорка и близлежащих штатов, которые ходят в Met по несколько раз в год как минимум. Казалось бы, обязательный туристический визит в Met — это миллионы снисходительных посетителей, которым нет дела до каких-то особых новшеств. Но музей решил отойти от этой аксиомы и попытаться ввести в свою орбиту значительное число тех, кто в музей ходит нечасто, а то и вовсе никогда.
В первую очередь это дети. Met никогда не скупился на детские программы, а его новый детский центр на 81-й улице уже привлек более 170 тыс. посетителей с момента своего открытия в сентябре 2023 года. Вторая зона ответственности, которую принял на себя Met, это привлечение в музей зрителей из малообеспеченных слоев населения. Понятно, что обойтись без акцента на искусство латиноамериканцев, афроамериканцев, выходцев из стран Азии и других представителей неевропейских культур в сегодняшних США было бы невозможно. В этом ключе была сделана завершившаяся 28 июля успешная (430 тыс. проданных билетов) выставка «Гарлемский Ренессанс и трансатлантический модернизм». К этому же тренду относится и запланированная на ноябрь выставка «Бегство в Египет: чернокожие художники и Древний Египет». На выставке будет представлено 200 работ более 100 художников, включая 85-летнюю Барбару Чейз-Рибу, покойного Жан-Мишеля Баския и 47-летнего Рашида Джонсона.
Но не только сугубо тематические выставки призваны изменить социальный климат среди посетителей музея. В ноябре 2023 года была завершена пятилетняя модернизация основной экспозиции Met. С одной стороны, она была вызвана печальным состоянием стеклянных потолков основного здания; с другой — под это дело была проведена ревизия всей европейской коллекции музея. Теперь рядом с классическими шедеврами Ренессанса или барокко висят работы современных художников. Изменены и акценты. «При реструктуризации галерей кураторы сосредоточили внимание на женщинах-художниках, а также на истории классовой, расовой, гендерной и религиозной принадлежностей произведений»,— отчитывается музей. Нравится это далеко не всем, многие резонно считают, что популизма здесь куда больше, чем научной основательности. Но глаз задерживается, радикальное столкновение цивилизаций побуждает анализировать, а именно это Met и хочет предоставить своим посетителям в первую очередь. Европейским искусством дело не закончится: на будущий год запланировано завершение реновации Рокфеллеровского крыла с его коллекцией искусства и ремесел Африки, а также коренных народов Америки и Океании. Результаты пока подтверждают правоту администрации музея: его посещаемость показывает рекордное количество цветных людей, составляющих почти 56% его внутренней аудитории.
Все это — отход от расчета почти исключительно на интерес к шедеврам, введение в постоянную экспозицию отвечающих современной повестке дня тем, «музей в музее» (программы для детей), переориентация на внутренний туризм и привлечение новой аудитории — направления, по которым сегодня работают многие музеи. И если Лувр в этом году, скорее всего, опять будет первым в рейтинге посещаемости музеев без особых телодвижений (парижская Олимпиада ему в помощь), Ватиканские музеи всегда в тройке чемпионов просто потому, что это Ватикан и Рим, то остальным главным музеям мира приходится сейчас нелегко. Американские музеи страдают от резко поднявшихся во время пандемии и так и не опустившихся цен на интерконтинентальные полеты. Британские (два из которых в первой десятке рейтинга посещаемости) — от дороговизны туристического визита в Лондон. Российские (Эрмитаж держит в 2022–2023 годах стабильное десятое место, остальные отечественные лидеры из десятки выпали) — от ухода западных туристов, место которых стараются занять китайские и отечественные гости, но пока еще недостаточно эффективно. В прошлом десятилетии многие музеи ставили на выставки-блокбастеры, которые привлекали сотни тысяч новых посетителей со всего мира. В этом, благодаря ли пандемии и военным конфликтам, реальным или ментальным трудностям перемещения или по каким иным причинам, громкие временные экспозиции — лишь один из многих способов повышения посещаемости. Куда убедительнее кажется музейным менеджерам ориентация на мультикультурное разнообразие и иные актуальные дискуссии. То, что казалось вчера модным студенческим дискурсом, сегодня входит в постоянные экспозиции первых музеев мира. А значит, это надолго. Отчетные результаты этого музейного переворота могут быть разными, но следить за процессом точно будет интересно.