Водители въезжают в долги
В Черноземье в первом полугодии выросли выдачи автокредитов
За первые шесть месяцев 2024 года выдачи автокредитов в Черноземье выросли в три раза, свидетельствуют данные Центробанка (ЦБ). Всего за этот период в макрорегионе выдали 53,5 млрд руб. кредитов на покупку автомобилей. Почти втрое автокредитование выросло в Липецкой, Тамбовской и Курской областях. В других регионах наблюдается схожая динамика. В ЦБ рост связывают с тем, что банки стали кредитовать заемщиков с высокой долговой нагрузкой. Эксперты считают, что на динамику повлияли рост среднего размера автокредита и авторынка в целом на фоне низкой базы прошлого года.
По данным воронежского отделения Банка России, в Черноземье с января по июнь 2024-го выдали автокредитов на 53,5 млрд руб.— почти в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (20,8 млрд руб.). Доля автокредитов от общего потребкредитования также выросла до 10,5% (годом ранее 6%). Заметнее всего выдачи автокредитов увеличились в Липецкой области — с 2,7 млрд до 7,6 млрд руб. Здесь доля кредитов на покупку авто выросла вдвое — с 5 до 10%.
В Тамбовской области автокредитование выросло с 2,4 млрд до 6,5 млрд руб. Это составило 11% от общего объема потребкредитования, в то время как в прошлом году было 6%. В Курской области автокредитование также выросло почти в три раза — с 2,5 до 6,8 млрд руб. Доля автокредитов составила 9,5% (годом ранее 5%).
В Воронежской области выдачи выросли в 2,5 раза — с 7,4 млрд до 18,5 млрд руб., что составляет 12% от всех потребкредитов в регионе (в прошлом году — 7%). В Орловской области рост зафиксирован также в 2,5 раза. Выдачи превысили 4 млрд руб. (годом ранее — 1,7 млрд руб.). Доля автокредитов выросла в два раза — до 10%. Менее заметно автокредитование увеличилось в Белгородской области — с 4,2 млрд до 9,9 млрд руб. На долю автокредитов пришлось 10% (годом ранее было около 6%).
В ЦБ напомнили, что с 1 июля регулятором были установлены макропруденциальные надбавки по автокредитам, где предельная долговая нагрузка заемщиков превышает 50%. Меру связывают с быстрым ростом автокредитования. К 1 апреля задолженность по автокредитам в целом по стране выросла в полтора раза по сравнению с тем же периодом прошлого года.
«Это очень высокие темпы. Они объясняются тем, что банки стали кредитовать заемщиков с высокой долговой нагрузкой. Так, в первом квартале на долю автокредитов с предельной долговой нагрузкой выше 50% в России пришелся 61% выдач. Годом ранее эта доля составляла 50%. Таким образом, растут риски как для граждан, так и для банков. Чтобы ограничить долговую нагрузку людей и повысить устойчивость банков, регулятор установил надбавки на такие кредиты»,— отметила заместитель управляющего воронежским отделением Банка России Анна Сухова.
Ранее сообщалось, что за первый квартал 2024 года выдачи автокредитов в Черноземье выросли в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 22,5 млрд руб. В Тамбовской и Липецкой областях автокредитование тогда увеличилось почти втрое. За 11 месяцев 2023 года автокредитование в Черноземье выросло в 2,1 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022-го (с 24 до 50,6 млрд руб.). В ЦБ рост выдачи автокредитов тогда связывали с расширением модельного ряда автомобилей и поддержкой со стороны производителей транспорта, которые компенсируют часть ставки банку вместо заемщика.
Начальник управления автокредитования Ингосстрах-банка Андрей Еременко считает ключевым фактором роста объемов автокредитов увеличение доли на рынке китайских автомобилей со специальными программами поддержки от производителей (+15%). «Еще одним фактором является увеличение среднего размера автокредита. Прогноз продаж на вторую половину 2024 года будет напрямую зависеть от дальнейших решений регулятора по ключевой ставке и предельного значения полной стоимости кредита (с 1 июля возвращен потолок ПСК), а также ожидаемого увеличения утильсбора»,— поясняет господин Еременко.
По его данным, в Ингосстрах-банке фиксируется рост выдач автокредитов на 578% к первой половине прошлого года. Это выше показателя динамики автокредитования в стране в первом полугодии (рост на 108%, по данным «Автостата»). «В целом по рынку основное увеличение продаж произошло за счет новых авто: увеличения количества проданных машин и повышения кредитной доли»,— добавил эксперт.
Аналитик «Финама» Игорь Додонов объясняет динамику автокредитования «быстрым ростом авторынка в стране» на фоне низкой базы начала 2023 года, когда наблюдался дефицит автомобилей: «Свою роль также сыграли продолжающийся рост цен на машины, опережающий увеличение реальных доходов людей, а также госпрограмма льготного автокредитования. При этом высокие процентные ставки значительно компенсировались разными субсидированными программами кредитования со стороны автопроизводителей. Дальнейший рост кредитных ставок вслед за ключевой ставкой ЦБ и макронадбавками по автокредитам, вероятно, приведут к определенному замедлению автокредитования во втором полугодии. По итогам этого года прирост портфелей автокредитов российских банков вновь окажется весьма значительным, близким к показателю прошлого».
По информации НБКИ, за январь–июнь в стране было выдано автокредитов на 1,14 трлн руб. (рост в 2,1 раза год к году), а портфель автокредитов российских банков с начала года вырос на 26,7% и достиг 2,17 трлн руб. По данным «Автостата», в первом полугодии продажи новых легковых автомобилей выросли на 79% по сравнению с прошлым годом — до 719,3 тыс. ед.