ФРС меняет курс
Регулятор заметил снижение инфляции и охлаждение на рынке труда США
Федеральная резервная система (ФРС) по итогам июльского заседания сохранила ставку на уровне 5,25–5,5%, отметив, что борьба с инфляцией идет все успешнее и что теперь регулятор следит не только за ростом цен, но и за безработицей на понемногу охлаждающемся рынке труда США. Начала снижения ставки участники рынков ждут уже в сентябре — с продолжением этого процесса до конца года и в начале следующего. Впрочем, замечают эксперты, на траекторию ставки могут повлиять итоги президентских выборов в США в ноябре.
Комитет по открытым рынкам ФРС сохранил ставку на уровне 5,25–5,5% годовых. Регулятор удерживает ее на этом, самом высоком с 2001 года уровне уже год — последний раз ставка повышалась в июле 2023-го. Началось же повышение еще в марте 2022 года — с околонулевого уровня.
После заседания глава ФРС Джером Пауэлл отметил, что риски для достижения целей регулятора снижаются — экономика приближается к точке изменения курса и снижения ставки. Для принятия дальнейших решений, впрочем, потребуется поступление дополнительных данных. Основным фактором для принятия решения на следующем заседании в сентябре станет инфляция, а также «баланс оцениваемых рисков».
Ключевым изменением в заявлении ФРС стало появление фразы о том, что «в последние месяцы отмечалось дальнейшее (а не скромное) движение к цели по инфляции в 2%».
Оценка состояния экономики США также скорректирована: экономическая активность по-прежнему расширяется «значительными темпами», но прирост числа рабочих мест замедлился (раньше он оставался «сильным»). Инфляция же остается «несколько повышенной», а не просто повышенной. Все эти корректировки говорят о смягчении сигнала регулятора. Более того, ФРС впервые включила в заявление указание, что внимательно следит за рисками достижения обеих целей своего мандата (это ценовая стабильность и достижение полной занятости), ранее речь шла лишь об инфляционных рисках.
Ожидания участников рынка после публикации решения ФРС изменились. До его объявления они полагали, что ставка будет снижена в ноябре и декабре (в обоих случаях с вероятностью около 60%), после — что это случится уже в сентябре (с вероятностью более 90%) и еще два раза до конца года. Обновленный на предыдущем заседании точечный график ФРС предсказывает лишь одно снижение ставки в 2024 году и ее выход на уровень 4–4,25% в 2025-м.
Инфляция в США в июне снизилась с 3,3% до 3%, более того, показатель впервые за долгое время продемонстрировал отрицательную динамику в помесячном выражении: в июне к маю цены (с учетом эффекта сезонности) снизились на 0,1% (в мае прирост был нулевым, в апреле — 0,3%). Основной вклад внесла стоимость энергии — ее годовой прирост составил всего 1%. В сфере услуг, особенно в аренде жилья, напротив, сохраняется более высокий рост цен (аренда подорожала год к году на 5,2%), поэтому без учета волатильных компонентов (энергии и продовольствия) инфляция оказалась выше — 3,3% против 3,4% в мае, а за месяц она выросла на 0,1% (также меньше, чем в предыдущие месяцы). Данные по дефлятору потребительских расходов за июнь, которые использует ФРС, показывают замедление — с 2,6% до 2,5% (за вычетом энергии и продовольствия показатель не изменился — 2,6%).
Важным фактором для ФРС является состояние рынка труда — уровень безработицы в июне впервые за два года превысил отметку в 4% (показатель увеличился с 4% до 4,1%), при этом за месяц было создано 206 тыс. рабочих мест, что указывает на умеренное охлаждение рынка труда (в мае — 218 тыс.).
Зарплаты за год выросли на 3,9% против 4,1% в мае (это самый маленький прирост с июня 2021 года, рост на 3–3,5% считается соответствующим таргету по инфляции в 2%).
В Capital Economics также ждут, что первое снижение ставки будет уже в сентябре — на это указывают как данные по инфляции, так и по рынку труда. Возврата базовой инфляции к таргету эксперты этого центра ждут к началу 2025 года. Это должно позволить ФРС снизить ставку также в декабре и еще сильнее — в следующем году. Фактором неопределенности, однако, является исход президентских выборов в США. Вадим Меркулов, директор аналитического департамента Freedom Finance Global, отмечает, что ФРС близка к старту цикла смягчения денежно-кредитной политики, экономика остается устойчивой, что благоприятно для рынка акций.
Для российского рынка решения ФРС теперь являются скорее индикатором состояния американской и мировой экономики, а также основанием для прогноза спроса на товары сырьевого экспорта. Так, аналитики АКРА в опубликованном вчера макропрогнозе исходят из того, что цена на российскую нефть будет колебаться в диапазоне $71,3–76,3 за баррель в этом году и $70–77,7 за баррель в следующем. Прогнозисты, опрошенные Центром ценовых индексов, ждут, что цена на нефть снизится с $83,8 за баррель в этом году до $81,95 за баррель в следующем, но стоимость российской нефти при этом изменится меньше при сокращении дисконта к сорту Brent.