За штампами леса не видать

Вышел на экраны отечественный мистический триллер «Выпусти меня»

В прокат вышел дебютный фильм Михаила Константинова «Выпусти меня». Посмотрев его, Михаил Трофименков так и не понял, что это было: рекламный ролик уникального Рицинского реликтового парка, что в Гудаутском районе Абхазии, как бы авторский «мистический триллер» или просто беспомощный курьез.

Приключения не спешат уменьшить дистанцию между Максом (Леонид Басов, справа) и его отцом (Владимир Веревочкин)

Фото: «Наше кино»

Самим названием авторы фильма тонко намекнули на свое знакомство с мировым трешем. «Впусти меня» — известная по вампирскому фольклору формула: якобы вампир может войти в дом своей жертвы, только произнеся эту нижайшую просьбу. Так назывался бестселлер шведского писателя (2004) Йона Айвиде Линдквиста и две его экранизации, сделанные в Швеции (2008) Томасом Альфредсоном и в Голливуде (2010) Мэттом Ривзом.

Речь шла там о любви между мальчиком из неблагополучной семьи и соседской девочкой-вампиршей. А для того чтобы кровопролитная история не казалась заурядным трешем, Линдквист заложил в подтекст актуальные темы семейного и школьного насилия.

«Выпусти меня!» — вопит в первых же кадрах фильма Константинова кудрявый тинейджер Макс (Леонид Басов), пытаясь вышибить дверь какого-то то ли сарая, то ли хлева, в котором заперт. А за дверью маячит кто-то страшный с огроменным ножом в руках.

А начиналось-то все невинно, по-бытовому. Макс отправился вопреки своей воле в трудный турпоход со своим отцом Романом (Владимир Веревочкин). Родители его давно в разводе, и Роман едва уговорил бывшую жену Аню отпустить с ним сына.

Маршрут пролегает по действительно удивительно красивым местам. Рицинский реликтовый парк расположен в горах Абхазии с огромными перепадами высот, на берегу знаменитого озера Рица. Там возвышаются вечнозеленые самшиты, семидесятиметровые пихты Нордмана, ягодные тисы. Бегают кавказские лесные коты и кавказские же благородные олени, не говоря уж о каменных куницах и диких кроликах. К сожалению, рицинская фауна в кадр не попала, в отличие от рицинской флоры.

Фильм пользовался особым благорасположением абхазского Министерства культуры, которому авторы вынесли благодарность и которое вполне могло помочь Константинову ради рекламы своего национального природного достояния. В таком случае абхазские товарищи жестоко просчитались. Посмотрев «Выпусти меня», ни один вменяемый человек не отправится в уникальный заповедник, на экране превращающийся, когда дело дойдет до действия, в какую-то дремучую тайгу.

Для начала хмурый лодочник, переправляющий героев, обещает встретить их через шесть дней, «если вернетесь».

Из человеческих существ здесь можно встретить мутных мужиков в камуфляже с ружьями наперевес: то ли егерей, то ли браконьеров. Ничтоже сумняшеся они привычно ставят отца с сыном под стволы и изымают у них наличность. Дело в том, что наши туристы нашли в дремучем лесу кем-то потерянный кошелек, прихватили его и попытались вернуть мужикам, а те, естественно, заявили, что в кошельке денег не хватает.

Ну а потом мальчик сначала чуть не утонет, потом без вести исчезнет в чащобе. Источником всех бед являются какие-то древние камни, испещренные некими знаками: объяснить, что это за каменная зараза, у авторов фантазии не хватило. Так, что-то «мифологическое» непонятно из какой мифологии.

Папа, отправившись напролом на поиски сына, попадет в медвежий капкан, непонятно как оказавшийся в заповеднике, и в гостевой плен к некоему отшельнику, именующему себя Смотрителем. И заодно погрузится в пучину столь же бессмысленных, как мистические камни, снов. В одном из них он где-то и почему-то шествует с факелом. Впрочем, все в «Выпусти меня» описывается лишь терминами «почему-то», «куда-то» и «где-то».

Самое интересное в фильме — то, как его авторы характеризуют своих героев. Героев-то всего три штуки: казалось бы, можно расписать их яркими красками, не говоря уж о психологической достоверности.

Макс — визуализация самых вульгарных представлений о тинейджерах. Кудрявый барашек в наушниках, не вылезающий из телефона даже на высокогорных кручах. С самого начала легко предположить, что в какой-то момент он выкрикнет отцу «Ненавижу тебя!» и обвинит его в дефиците внимания, разрушении семьи. Можно подумать, что фильм ставил престарелый молодежененавистник, а не вполне молодой человек.

Отец — вообще пустое место. Неизвестен даже род его занятий: только жалуется, что работа заела. Брутальный мачо, лелеющий мечту за шесть дней «сделать из сына мужика» — еще один невыносимый сценарный штамп,— при малейшей опасности превращается в беспомощного истерика. В ответ на сыновьи выпады он орет ему среди ночи: «Вон пошел! Пошел вон!» А потом еще удивляется, что тот таки пошел вон и исчез во временно-пространственной петле, охраняемой отшельником.

Отшельник (Павел Басов) напоминает Григория Распутина. Приклейте любому актеру паклю-бороду на подбородок, еще пару гроздей пакли, исполняющих роль шевелюры: вот вам и мистический персонаж в понимании авторов.

Украшают фильм и скудные диалоги. Отец: «Почему я должен тебе верить?» Отшельник: «У тебя нет другого выбора». Простенько, но со вкусом.

Особую прелесть этой бескрылой, лишенной внятного финала и какого бы то ни было смысла поделке придает то, что над ней работали аж пять сценаристов: Михаил Константинов, Роман Штых, Армен Ананисян, Евгений Вихарев и Никита Еллинский. Поистине страшно представить, какой мозговой штурм им пришлось совершить.

Вся лента