IТ-компании взялись за гуманитариев
Зачем «Яндекс» учит работать с данными неайтишников
Навыки программирования, анализа данных и работы с нейросетями все чаще требуются не только айтишникам, но и специалистам социогуманитарного профиля. Причем если раньше умение написать простой код и способность работать с базами данных зачастую нужны были только тем специалистам, которые занимаются научной работой, то сейчас спрос на специалистов с IТ-навыками растет практически во всех областях.
Почему ведущие университеты и IТ-компании объединяются для подготовки таких кадров, «Ъ-Науке» рассказал Кирилл Баранников, руководитель направления стратегического развития высшего образования в «Яндекс Образовании».
— С нового учебного года «Яндекс» совместно с университетами-партнерами запускает интердисциплинарные программы, на которых студенты гуманитарных специальностей будут в том числе изучать IТ-дисциплины. Что это за программы и в чем их преимущество?
— Технологии Data Science и искусственного интеллекта так глубоко проникают в самые разные сферы, что во многих профессиях радикально меняется подход к ежедневным рабочим задачам и процессам. Яркий пример — образование. Инструменты работы с данными позволяют на качественно новом уровне настраивать учебную аналитику, прогнозировать успеваемость учащихся и определять трудности в обучении. Другой яркий пример — маркетинг и креативная сфера. Специалисты этих профилей, которые умеют пользоваться генеративными технологиями, применяют нейросети при работе с текстами и визуализации решений.
Изменение профессионального скиллсета требует и нового содержания обучающих курсов для таких специалистов. В интердисциплинарном направлении «Яндекс Образования» есть как магистерские программы, так и универсальные учебные модули, которые можно интегрировать в бакалавриат и программы дополнительного профессионального образования. Начиная с этого года мы будем готовить преподавателей, маркетологов, экономистов и финансистов совместно сразу с несколькими вузами — НИУ ВШЭ, МГПУ и Финансовым университетом. Выпускники смогут работать с данными и большими языковыми моделями в своей профессиональной деятельности.
— Зачем IТ-компаниям готовить именно гуманитариев с IТ-навыками? И какие преимущества такие компетенции дадут выпускникам программ?
— Большие технологические компании — это не только про написание кода. Проектирование любых платформ и пользовательских продуктов — многоуровневый междисциплинарный процесс, в котором задействованы самые разные профессионалы. Например, в работе с языковыми моделями не обойтись без лингвистов, менеджеров и AI-тренеров — специалистов, которые обучают нейросеть генерировать правильные ответы.
По поводу преимуществ для специалистов: они довольно простые и прагматичные — повышение уровня заработной платы и расширение карьерных возможностей. Это наглядно демонстрирует совместное исследование «Яндекс Образования» и Европейского университета: навыки программирования и анализа данных могут повысить зарплату специалистов-гуманитариев в среднем на 10–50%, а в некоторых случаях — в два раза.
— Каким именно IТ-инструментам «Яндекс» планирует обучать специалистов-гуманитариев? Будет ли в ваших учебных программах фокус на использовании ИИ и Data Science в конкретных профессиональных областях?
— Да, это как раз особенность наших интердисциплинарных программ. Мы не будем просто учить студентов Python или отдельным инструментам анализа данных. У каждой программы уникальное содержание с фокусом на бизнес-задачах в конкретных профессиональных сферах и на том, как именно в них задействованы ИИ и Data Science. Вместе с университетами-партнерами мы формируем учебные задачи и датасеты для студентов. Например, маркетологи смогут проектировать стратегии с новым уровнем аналитики, финансисты — создавать цифровые решения для финтеха, педагоги — формировать индивидуальные образовательные траектории с учетом анализа образовательных достижений, экономисты — строить финансовые модели и оптимизировать бизнес-процессы, основываясь на качественно новом объеме данных. Это лишь несколько примеров.
— Почему, создавая интердисциплинарные программы, вы начали с маркетологов, педагогов, экономистов и финансистов?
— Экономические и педагогические направления — одни из самых востребованных на рынке и популярных у самих студентов. IТ-инструменты могут на порядок повысить конкурентоспособность выпускников. Это наш пилотный проект, далее мы планируем поработать и с другими специальностями, в том числе с социологами и юристами.
— Но ведь у «Яндекса» уже есть партнерские образовательные программы с университетами. В чем отличие новых направлений?
— В этом году у нас увеличилось количество программ с вузами. Сейчас среди наших партнеров 29 университетов по всей стране. В этом году мы запустили единые программы для бакалавров по направлениям фронтенд- и бэкенд-разработки в 12 регионах, а также первый в России бакалавриат для создателей технологий в сфере искусственного интеллекта — AI360. Это совместная программа «Яндекса», «Сбера», ИТМО, МФТИ, НИУ ВШЭ и Университета Иннополис.
Теперь мы расширяем работу с теми, кто не связан с IT напрямую, но кому компетенции в области искусственного интеллекта и работы с данными необходимы в профессиональной деятельности. Помимо двух новых магистерских программ мы запускаем универсальные модули по Data Science для педагогов и экономистов. Таким образом вузы смогут интегрировать современные практики использования инструментов ИИ и Data Science в бакалаврские программы этих направлений.
— Какие возможности полученные IТ-навыки дадут студентам, которые захотят остаться в академической среде и заниматься научными исследованиями?
— У студентов будут сформированы глубинные IТ-компетенции, то есть они будут понимать, как современные технологии постепенно меняют базовые процессы в их профессии. Подобное понимание поможет использовать IТ-навыки осознанно, в том числе в проектировании новых решений. Непосредственно работа со сбором, подготовкой и обработкой данных, их визуализация, а также промтинг и фактчекинг — это то, без чего современным специалистам в самых разных сферах сегодня не обойтись.
— Насколько подобные образовательные программы и практики распространены за рубежом? Опирались ли эксперты «Яндекс Образования» на опыт других стран при составлении учебных программ?
— Интердисциплинарность — устойчивый международный тренд в высшем образовании. Развитие науки и технологий показывает, что многие передовые открытия создаются командами на стыке нескольких компетенций.
Та же ситуация и в профессиональной деятельности: для создания по-настоящему прорывных решений зачастую требуется экспертиза в разных сферах. Поэтому все большую популярность набирает такая концепция профессионального развития, при которой специалист наравне с глубокой экспертизой в своем направлении обладает компетенциями и навыками в смежных областях знаний.
В последние два года, с тех пор как начался бум генеративных технологий, многие университеты мира добавили дисциплины по ИИ и науке о данных в образовательные программы самых разных направлений подготовки. Data Science и ИИ уверенно вышли за пределы IТ-сферы, а интердисциплинарность — это не только тренд, но и необходимость.