Миллиард оставили на дороге
Верховный суд отменил взыскание более 1,3 млрд рублей с нижегородских компаний за картель
Верховный суд РФ отменил резонансное судебное решение об изъятии дохода нескольких дорожно-строительных компаний, которые в 2018 году занимались содержанием дорог в районах Нижнего Новгорода. Кроме крупных административных штрафов по иску Генпрокуратуры РФ с дорожников в прошлом году солидарно взыскали в бюджет государства более 1,3 млрд руб. — всю стоимость работ по муниципальным контрактам. Определение судебной коллегии пока не опубликовано, но отмена взыскания, по словам участников рынка, позволит им не обанкротиться, сохранить рабочие места и дальше заниматься уборкой дорог в Нижнем Новгороде.
Как следует из картотеки Верховного суда РФ, по жалобам отменено прецедентное судебное решение Ленинского райсуда о взыскании незаконного дохода по договорам 2018 года на содержание улично-дорожной сети Нижнего Новгорода. Как ранее сообщал «Ъ-Приволжье», шесть лет назад районные администрации города провели аукционы общей стоимостью 1,365 млрд руб. Все торги выиграло муниципальное предприятие «РЭД Автозаводского района». Работавший в то время мэром города Владимир Панов намеревался сделать из него единого оператора по содержанию дорог, чтобы лучше контролировать уборку снега зимой.
Осенью 2018 года предприятие «РЭД Автозаводского района» заключило восемь муниципальных контрактов на содержание дорог, а затем с минимальным дисконтом в 1% взяло на субподряд дорожные организации — ООО «Нижавтодорстрой», «НижДорСервис», «Дорожник», «СпецДорСтрой», «Дорожно-производственное предприятие» и «Автострой 52».
В итоге комиссия нижегородского управления ФАС усмотрела в этих действиях признаки согласованного картельного сговора. Всем частным подрядчикам назначили административные штрафы в десятки млн руб., а затем на основании решения ФАС с иском в суд обратилась Генеральная прокуратура России.
Кроме дорожников, надзорный орган включил в число ответчиков бывших руководителей МБУ «Стрелка» Владимира Грязнова и МП «РЭД Автозаводского района» Алексея Каленова — последнего также осудили на условный срок по уголовному делу, обвинив его в ограничении конкуренции. В своем заявлении прокуратура потребовала признать недействительной сделкой картельное соглашение и обратить в доход государственного бюджета все 1,365 млрд руб., которые, по мнению надзорного ведомства, были незаконно получены в результате сговора участников.
Ленинский райсуд удовлетворил этот иск, решив солидарно взыскать всю стоимость контрактов с подрядных компаний и двух бывших муниципальных управленцев.
Это решение было поддержано судами апелляционной и кассационной инстанциями. Однако все дорожные компании подали жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ.
Ее определение в пользу дорожников еще не опубликовано. Как сообщил представитель одной из организаций, в Верховном суде они доказывали, что картельное соглашение, за которое дорожников ранее уже крупно оштрафовали в административном порядке, не может квалифицироваться как гражданско-правовая сделка, которая по своей природе является правомерным действием. «Следовательно, здесь недопустимо применение нормы Гражданского кодекса РФ о ничтожности антисоциальных сделок и обращении всего полученного в доход государства. При том, что сами муниципальные контракты были выполнены надлежаще и никем не оспорены», — отметил адвокат.
Также в Верховном суде дорожники ссылались на то, что в нарушение закона деньги были взысканы солидарно, без учета конкретного дохода каждой организации, хотя прокуратура могла определить его буквально до копейки.
Неправомерным ответчики посчитали и солидарное взыскание с бывших руководителей муниципальных предприятий — по закону о защите конкуренции они не считаются хозяйствующими субъектами и не могут являться участниками картеля.
По мнению одного из директоров, пожелавшего остаться анонимным, определение Верховного суда РФ имеет большое значение не только для правоприменительной практики, но и для социальной сферы — взыскание 1,365 млрд руб. неизбежно влекло за собой банкротство всех основных участников рынка дорожного строительства Нижнего Новгорода.
«Работу могли потерять тысячи сотрудников наших компаний, а город рисковал остаться без подрядчиков по содержанию дорог общего пользования. Слава Богу, наверху разобрались и отменили неправомерное решение», — отметил бизнесмен.