Только 11% россиян — потребление рыбы в России продолжает уменьшаться
Рыбная промышленность наращивает обороты в добыче и производстве рыбной продукции: уже 2023 год стал рекордным по вылову рыбы — значение увеличилось почти на 10%, за последний год добыча рыбы увеличилась на 16% сравнительно с аналогичным периодом предыдущего года, а дальневосточные рыбаки бьют все рекорды по добыче сельди — увеличение вылова на 73%.
Но пока передовики рыбного дела впечатляют неискушенную публику цифрами, граждане продолжают все меньше есть рыбы и морепродукты. За десять лет на 27% — такой спад потребления рыбы фиксируют аналитики Рыбного союза.
«Рыбный день» не в тренде?
Согласно исследованию медиахолдинга Rambler&Co, в схватке между птицей, мясом животных и рыбой в абсолютных аутсайдерах остается рыба. Птицу регулярно потребляет 62% россиян, мясо — 27%, на долю рыбы приходится лишь 11%. При этом абсолютно отказались от рыбы лишь 4% россиян, остальные покупают ее нерегулярно. Удастся ли при такой тенденции выполнить задачу правительства по увеличению потребления рыбы до 28 кг в год на человека? Сегодня каждый россиянин за год съедает не более 22 кг рыбы, по данным Росрыболовства. Учитывая прогрессирующую динамику снижения потребления, задача кажется практически невыполнимой.
Россияне не хотят или не могут покупать рыбу? Этот вопрос встал в основу исследования «СберМаркетинга» «Барьеры и драйверы потребления рыбы в России: маркетинг и развитие здорового питания населения». Результатами исследования компания поделилась в рамках дискуссии на Восточном экономическом форуме. Оказалось, что регулярно, то есть каждую неделю, потребляют рыбу лишь 38% россиян. При этом 63% хотели бы есть рыбу чаще!
61% опрошенных хотел бы больше есть охлажденную рыбу, 41% — красную икру, 36% — копченую рыбу, 34% — замороженную, 33% — живую. Пожалуй, российские граждане удовлетворены лишь количеством потребления соленой рыбы. Ее на своих столах хотели бы видеть чаще лишь 2% опрошенных. При этом анализ продаж ритейл-сетей, на основе данных аналитической компании NTech, показывает, что самые популярные по объему выручки и в килограммах у населения — это консервы, замороженная и охлажденная рыба.
Основные барьеры к покупке
Что же мешает россиянам больше покупать рыбу? Исследование показало, что барьерами к покупке часто становятся неочевидные факторы. «Рыбы много — знаний мало!» — оказалось, что гражданам сложно разобраться в рыбной категории. Вопрос выбора становится краеугольным: какая рыба полезна, купить охлажденную или замороженную, по каким критериям определить свежесть? Потребитель боится совершить ошибку — испортить рыбу или приготовить невкусно — и в итоге отказывается от покупки.
«Вкусная рыба — дорогая рыба» — такое мнение крепко засело в сознании россиян. Рыба стала «праздничным продуктом», приобретаемым для вкуса, а не пользы. Третьим фактором, оказывающим значительное влияние на снижение спроса, является неумение или нежелание готовить. Данный барьер в особенности касается молодежной категории. «Рыба требует вдохновения и проверенного рецепта!» — так комментировали отказ от регулярной покупки респонденты.
Другим неочевидным барьером к увеличению потребления стал фактор малого разнообразия в популярных точках сбыта: магазинах у дома, дискаунтерах и рыбных отделах гипермаркетов — именно здесь рыбу покупают чаще всего. А еще потребителя отталкивает от покупки неясная маркировка на упаковке и некрасивая выкладка на прилавке.
Что поможет увеличить потребление рыбы?
Необходимо прививать культуру потребления рыбы и морепродуктов — к такому выводу пришли эксперты в рамках дискуссии «Барьеры и драйверы потребления рыбы в России: маркетинг и развитие здорового питания населения» на Восточном экономическом форуме. Информирование граждан о пользе продуктов, рыбные фестивали и кулинарные мастер-классы, разработка проектов, делающих качественную рыбу доступной во всех регионах страны, увеличат количество рыбы на столах россиян.
Директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Group Василий Пушкин рассказал о новом проекте «Перекрестка». Для того чтобы сделать рыбу для россиян доступнее, дистрибуторы стали создавать спецпроекты. «Цель проекта “Дальневосточная рыба” — это увеличение доступности качественной российской рыбы на прилавках супермаркетов, контроль качества сырья, товаропроводящей цепочки и производителя готовой продукции на всех этапах, а также продвижение культуры питания и потребления рыбы»,— сообщил эксперт.
«Мелочей здесь нет: только комплексный подход к маркетингу может дать результат и увеличить потребление рыбы в стране»,— подытожил Станислав Андреев, генеральный директор «СберМаркетинга». «Важно отметить — необходимо активное вовлечение в эту работу представителей всех заинтересованных сфер, включая добычу и переработку рыбы, ритейл, маркетинговые агентства и, конечно, государства. При синергии усилий бизнеса и эффективной поддержки соответствующих ведомств на местах мы обязательно достигнем тех высоких показателей, которые поставили перед отраслью».