Кому подвиг, кому позор
Республиканцы раскритиковали администрацию Джо Байдена за беспрецедентный обмен заключенными
Крупнейший со времен холодной войны обмен заключенными между Россией и странами Запада на время стал элементом предвыборной борьбы в США. Демократы — глава Белого дома Джо Байден и вероятный кандидат в президенты на выборах-2024 Камала Харрис — с четверга праздновали «успех американской дипломатии». Господин Байден не уставая хвалил свою администрацию и лично встретил на авиабазе Эндрюс (штат Мэриленд) освобожденных американцев. Источники тем временем рассказывали американским СМИ о том, сколь важную роль в подготовке обмена сыграла госпожа Харрис. А вот республиканцы в лице претендующего на возвращение в Белый дом Дональда Трампа и кандидата в вице-президенты Джей Ди Вэнса нашли в произошедшем повод для критики.
Президент США Джо Байден отпраздновал, пользуясь его же формулировкой, торжество американского «дипломатического подвига». Речь идет о состоявшемся в четверг крупнейшем со времен холодной войны обмене заключенными (см. "Ъ" от 2 августа). РФ и Белоруссия выдали 16 человек, в числе которых были три американских гражданина: журналисты Эван Гершкович и Алсу Курмашева (обладает также российским гражданством) и бывший морской пехотинец Пол Уилан. Кроме того, на свободу вышел обладатель американской грин-карты политический активист Владимир Кара-Мурза (признан в РФ иноагентом). В свою очередь, США и их союзники — Словения, Германия, Норвегия и Польша — выдали России восемь заключенных (с ними прилетели еще двое несовершеннолетних).
Вначале Джо Байден предстал перед журналистами в Белом доме в окружении ближайших родственников попавших под обмен соотечественников, которые в это время уже направлялись в Америку. А после этого президент отправился на авиабазу Эндрюс (штат Мэриленд), где встретил самолет с бывшими заключенными. С ним также были вице-президент Камала Харрис и советник по нацбезопасности Джейк Салливан (президент РФ Владимир Путин также встречал прибывших на родину россиян у трапа самолета в аэропорту Внуково-2).
Комментируя сделку, Джо Байден повторял в разных формулировках, что речь шла о «подвиге дипломатии и дружбы», который был бы невозможен без союзников США и без грамотной работы демократической администрации. Так, господин Байден рассказал, что работа началась «еще во время передачи власти» после его победы на выборах в ноябре 2020 года: тогда избранный президент поручил своей команде «разобраться во всех случаях неправомерного задержания» американцев. «Случаях, которые, по сути, мы унаследовали от предыдущей администрации»,— не преминул он воспользоваться шансом уколоть своего предшественника Дональда Трампа. «Мой Госдепартамент провел огромную работу»,— заявил он затем, как бы подчеркивая контраст с политикой президента-республиканца.
Поначалу складывалось ощущение, что торжество «дипломатического подвига» прошло мимо Камалы Харрис.
В то время, когда Джо Байден не без хвастовства отчитывался в Белом доме о проделанной работе, вице-президент ограничилась публикацией в соцсети X поста о том, что ей «очень приятно узнать», что испытания освобожденных соотечественников закончились. Госпожа Харрис добавила, что администрация «не прекратит работать, пока каждый американец, который был несправедливо задержан или взят в заложники, не будет возвращен домой».
Между тем одним постом дело не ограничилось. Так, Камала Харрис поговорила по телефону с вдовой оппозиционера Алексея Навального Юлией, а позднее отправилась на авиабазу Эндрюс. Тем временем, газета The Wall Street Journal вышла с основанной на информированных источниках статьей о том, что вице-президент сыграла крайне важную роль в подготовке обмена. В частности, во время Мюнхенской конференции по безопасности в феврале она встречалась с канцлером Германии Олафом Шольцем и премьер-министром Словении Робертом Голобом, «чтобы призвать обоих лидеров ускорить сделку». По словам источника, Камала Харрис была настойчива в разговоре со своими собеседниками.
Тем временем республиканцы тоже не остались в стороне от новостей, найдя в них повод покритиковать администрацию Байдена. «Когда же они (демократы.— “Ъ”) собираются опубликовать подробности обмена пленными с Россией? Мы тоже платим им (российским властям.— “Ъ”) наличными?» — задался вопросами Дональд Трамп в своей соцсети The Truth. Политик ссылался на сделку с Ираном: в прошлом году пять американцев вернулись домой, а США тогда пообещали разморозить средства Тегерана от продажи нефти. Экс-президент заподозрил, что и России могли пообещать какие-то послабления. «Просто интересно, потому что мы никогда не заключаем хороших сделок, ни в чем, но особенно в обмене заложниками. Наши “переговорщики” всегда позорят нас! Я вернул много заложников и не дал противостоящей стране ничего и никогда, никаких денег»,— не унимался господин Трамп.
Позднее на брифинге в Белом доме Джейк Салливан опроверг эти предположения, заявив: в рамках сделки не было ни каких-то финансовых обещаний, ни смягчения санкций.
Республиканцы в Конгрессе также не торопились признавать успех демократической администрации. Так, председатель комитета по иностранным делам Палаты представителей Майкл Маккол заявил, что рад возвращению соотечественников, но решение об «обмене невинных американцев на настоящих российских преступников, содержащихся в США и других местах, посылает Путину опасный сигнал, который только поощряет дальнейший захват заложников».
А кандидат в вице-президенты Джей Ди Вэнс использовал более изящную логическую конструкцию. В интервью CNN он заявил, что сделка — «это отличная новость, по крайней мере, судя по тому немногому, что мы знаем». При этом республиканец предположил: обмен состоялся лишь потому, что «плохие парни по всему миру понимают — Дональд Трамп скоро вернется в свой офис, чтобы навести порядок». «Это свидетельство силы Дональда Трампа»,— резюмировал возможный будущий вице-президент США.
Как СССР/Россия и США обменивались заключенными
Исторически обмен заключенными между Соединенными Штатами и СССР, а потом и современной Россией представлял собой сложные, многоуровневые маневры, которые предполагали кропотливые переговоры и работу спецслужб по закрытым каналам. К некоторым из обменов подключались третьи страны.
Один из наиболее заметных обменов между США и Советским Союзом произошел в 1962 году в Потсдаме на мосту Глинике (получившем впоследствии название «мост шпионов») между Восточной Германией и Западным Берлином. Тогда разведчика-нелегала Рудольфа Абеля (Вильяма Фишера), отбывавшего срок в США с 1957 года за шпионаж в пользу СССР, обменяли на американского пилота Фрэнсиса Гэри Пауэрса, чей U-2 был сбит во время разведывательного полета над Советским Союзом. Событие вдохновило Стивена Спилберга на создание фильма «Шпионский мост» (2015).
В 1976 году был впервые произведен обмен лиц, не связанных с разведкой. Осужденного за антисоветскую агитацию и пропаганду советского диссидента Владимира Буковского и его семью обменяли на лидера чилийских коммунистов Луиса Корвалана, арестованного после военного переворота генерала Аугусто Пиночета. США среди ряда других стран способствовали этому обмену.
В 1979 году два сотрудника Первого главного управления (внешняя разведка) КГБ — работавшие в ООН Рудольф Черняев и Вальдик Энгер — были обменяны на советских диссидентов Александра Гинзбурга, Эдуарда Кузнецова, Марка Дымшица, Валентина Мороза и Георгия Винса. Разведчиков Черняева и Энгера задержали в мае 1978 года при попытке выемки секретных документов из тайника и приговорили к 50 годам лишения свободы каждого (они не обладали дипломатическим иммунитетом, но были отпущены под залог и находились на территории советского представительства при ООН). Двое из пяти диссидентов были осуждены за попытку угона самолета в другую страну, остальные — за антисоветскую деятельность. Это был первый случай, когда советских граждан обменяли на их же соотечественников.
В 1985 году состоялся самый массовый за весь период холодной войны обмен агентами: из тюрем ГДР и Польши были отпущены 23 сотрудника ЦРУ, обменянные на четырех агентов разведок соцстран, среди которых был знаменитый польский агент Мариан Захарски.
В 1986 году состоялся обмен с участием девяти человек, в ходе которого советский правозащитник Натан Щаранский, приговоренный к заключению за шпионаж, а также трое граждан ФРГ и Чехословакии, осужденных за сотрудничество с ЦРУ, были обменяны на пятерых разведчиков из СССР, ГДР, Польши и Чехословакии, отбывающих срок за шпионаж в западных странах.
В том же году американский журналист, руководитель московского корпункта журнала U.S. News and World Report Николас Данилофф, осужденный за шпионаж, и глава Московской Хельсинкской группы физик Юрий Орлов, получивший срок за антисоветскую агитацию и пропаганду, были обменяны на сотрудника представительства СССР при ООН Геннадия Захарова, осужденного за шпионаж.
Самый масштабный до 1 августа 2024 года обмен заключенными в истории России и США состоялся летом 2010 года. США передали России десять агентов-нелегалов, получив взамен четырех человек, осужденных в РФ за шпионаж в пользу западных стран. В Россию тогда, в частности, вернулись Андрей Безруков, Елена Вавилова и Анна Чапман. Из российских тюрем были отпущены в том числе Сергей Скрипаль и Игорь Сутягин.
В 2022 году морской пехотинец США Тревор Рид, получивший в России срок за нападение на полицейских, был обменян на летчика Константина Ярошенко, осужденного в США по обвинению в подготовке к транспортировке кокаина. В том же году были обменены американская баскетболистка Бриттни Грайнер, осужденная в России за контрабанду наркотиков, и Виктор Бут, обвиненный США в незаконном обороте оружия.