Маркетплейсам подбирают статус

Как их приравнивание к торговым сетям повлияет на работу площадок

Власти хотят приравнять маркетплейсы к торговым сетям. Законопроект с такими предложениями разработал Минпромторг, пишут «Ведомости». Инициатива уже обсуждается, однако сроки внесения ее в Госдуму пока неизвестны. В ведомстве отмечают, что изменения помогут урегулировать отношения маркетплейсов с контрагентами, а также позволят бороться с оборотом контрафакта и фальсифицированной продукции. Также онлайн-площадкам могут запретить нанимать самозанятых, если они носят этот статус без оснований, например, не производят товары, а занимаются перепродажей. Сейчас с самозанятыми работают четыре крупнейших маркетплейса: AliExpress, Ozon, «Яндекс Маркет» и Wildberries.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Как идею воспринимают игроки рынка? Эксперт по маркетплейсам Артем Бобцов уверен, что для продавцов и площадок это будет означать большие налоги и в конечном счете негативно скажется на отрасли: «Поставщику невозможно сейчас попасть на полку и начать там продавать свой товар, кроме того, торговые сети вводят дикие совершенно наценки на товары.

Правительство здесь преследует исключительно фискальную цель. Торговая сеть платит налог на имущество, на прибыль, НДС, нанимает людей в штат, платит им полные зарплаты. То есть маркетплейсы хотят сделать теми же самыми налоговыми агентами, чтобы они платили налоги со всех своих трансакций, продаж, людей, которых они нанимают на работу и так далее. Для самозанятых, конечно, это плохая новость, потому что многие люди, которые на маркетплейсах зарабатывают в среднем 70-100 тыс. руб., а это основная масса продавцов, работают именно в режиме самозанятых. Часть из них уйдет в ИП и в этом качестве будет платить 6-7%, а часть из них, видимо, опять уйдет в серую зону, в полуподпольную торговлю, к сожалению».

Еще одно значительное изменение касается пунктов выдачи заказов. Минпромторг предлагает приравнять их к торговым объектам. Таким образом, ПВЗ будут вынуждены пересмотреть всю документацию, в том числе медкнижки для сотрудников. Эта инициатива противоречит функциям пунктов выдачи, отмечает председатель совета Ассоциации участников рынка электронной коммерции Александр Ефимов:

«Мы настаиваем на том, что маркетплейсы должны регулироваться законом о торговле, но не как торговые сети, они больше похожи скорее на торговые центры, моллы. В этом законопроекте сразу бросается в глаза, что инфраструктура ПВЗ будет приравнена к объектам, ведущим торговую деятельность. Но это не может так работать, требования к торговым объектам и к пунктам выдачи заказов совершенно разные, и они не могут попадать в принципе под определение закона о торговле.

Купил-продал — вот это торговля. А ПВЗ ничего не продает и не покупает. По этой же логике можно приравнять к объектам торговли пункты СДЭК или отделения "Почты России".

Идея сама по себе понятна: необходимо возложить на маркетплейсы какие-то дополнительные меры ответственности за товары. Но поскольку текст законопроекта еще не публиковался, как это будет работать, пока непонятно. Наверное, продавцов это коснется в меньшей степени, а вот пунктов выдачи заказов — в большей. На текущий момент маркетплейсы считаются просто посредниками, которые ни за что не отвечают. Если все-таки их приравняют к торговым сетям, тогда вся ответственность за товар будет лежать в том числе на них».

По данным РБК, совокупная доля пунктов выдачи заказов Ozon и Wildberries за год увеличилась до 85% от общего числа лидирующих площадок. За этот же период количество владельцев ПВЗ трех крупнейших маркетплейсов выросло более чем на 30%.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Анна Кулецкая

Вся лента