Пиво продажами пенится
В литрах спрос стал больше почти на 5%
Продажи пива в денежном выражении в России за полгода выросли почти на 13%. В литрах спрос стал больше почти на 5%, подсчитала компания NielsenIQ. Там объясняют это восстановлением крупнейших игроков после длительного снижения и обновлением ассортимента. Пиво — самый популярный алкогольный напиток. Его доля сейчас занимает 83% продаж всего алкоголя, также указали аналитики. По данным Ассоциации производителей пива, в 2023 году его потребление достигло наивысшей отметки с 2016 года.
Сейчас растущие продажи в основном связаны с популярностью внутреннего туризма, считает независимый эксперт алкогольного рынка Алексей Небольсин: «С 1 мая слабоалкогольные коктейли перестали выпускаться из-за повышения акциза в четыре раза, а спрос переместился на пивные напитки. Но однозначно это связано с резким ростом внутреннего туризма. Плюс ВПК увеличивает кадровый состав. Люди уходят, там платят хорошие деньги, они работают 24/7. Но есть нюанс: граждане, которые приходят работать в ВПК, сразу становятся невыездными. В итоге резкий рост туристических регионов — Краснодар, Алтай, Сибирь. Третий квартал, наверное, еще покажет увеличение, но в четвертом будет резкое падение. И в целом по году будет ясно, есть ли рост вообще. Но думаю, что небольшой.
Какие именно сегменты растут? Российское производство, крафт, потому что крупные транснациональные компании теряют долю. Бывший Heineken, например. Малые крафтовые пивовары растут, как и сегмент пивных напитков, например, сидр на фоне низкой базы. Трагедия с суррогатным коктейлем, который назвали "Мистером Сидром", привела к тому, что удар пришелся не по алкогольным коктейлям, а именно по напитку».
В 2023-м году в России сварили более 8 млрд литров пива. Почти треть всего производства сосредоточена в Подмосковье, Приволжских регионах и Новосибирской области. По данным аналитиков NielsenIQ, также в 2023-м российские пивоварни выпустили рекордное для отрасли количество новинок — около 750-ти. И уже к лету 2024-го появилось более 670 свежих наименований. В 2024 году открылось шесть новых производители. По итогам прошлого года российские пивоварни ожидают рост продаж в литрах, однако увеличение выручки пока под вопросом, рассказал управляющий партнер пивоварни Revort Роман Гущин:
«Интерес растет к пивоварению в целом. Сейчас сезон, в любом случае в сезон продажи растут. И плюс сказывается отсутствие европейских пивоварен, которые раньше конкурировали с крафтом.
Либо поднялась цена из-за параллельного импорта, либо какие-то позиции вообще перестали завозить в Россию, то есть те люди, которые любили английские, ирландские, шотландские эли, какие-нибудь стауты, они смотрят в сторону российских пивоварен. Мне кажется, у нас будет рост порядка 15-20%. Где-то среднее по рынку, там, около 10%. Мы говорим про литры. Денежное выражение не особо подросло. Сырье дорожает, но мы не можем поднимать сейчас цену, поэтому мы стараемся за счет своей маржинальности регулировать ценовую политику. Мы и так работаем в премиум-сегменте, нам уже некуда двигаться. У нас иногда банка стоит по 250-300 руб.
Базовые солоды — мы используем российские, но они тоже дорожают в любом случае из-за того, что растут цены на логистику, из-за того, что растут зарплатные ожидания, кредитная нагрузка очень сильно выросла. И это нормально. Ну и, соответственно, когда мы говорим об импортном сырье, приходится объезжать через какие-то страны, перегружаться. Все это накладывает дополнительные расходы».
Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя оценивает пивной сегмент в более чем 1,2 трлн млн. Например, объем рынка водки вдвое меньше.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".