Агитация вылетает в трубу
Парламентские партии имеют немало претензий к YouTube, но обойтись без него пока не могут
Массовые перебои в работе видеохостинга YouTube, с которыми недавно столкнулись российские пользователи, и перспективы его возможной полной блокировки в РФ, как выяснил “Ъ”, весьма обеспокоили российских политиков. Этот сервис достаточно активно используют все парламентские партии, попутно, впрочем, сетуя на его политическую ангажированность. Эксперт, однако, считает, что времена, когда YouTube был одной из лучших площадок для политической агитации, давно прошли и «как электоральный инструмент это вообще не работает».
Как уже сообщал “Ъ”, 1 августа российские пользователи YouTube столкнулись с перебоями в работе сервиса. До этого об износе оборудования Google и вызванных этим проблемах предупреждали операторы связи, но в самой компании заявили, что сбои в РФ «не являются результатом каких-либо технических проблем» с их стороны.
Как выяснил “Ъ”, возможные проблемы с доступом к ресурсу беспокоят российских партийцев, которые активно используют его для коммуникации со сторонниками.
В разговоре с “Ъ” свое присутствие на хостинге подтвердили представители всех парламентских партий, включая «Единую Россию». «Мы работаем на всех разрешенных законодательством РФ площадках»,— сказал “Ъ” замсекретаря генсовета партии власти Сергей Перминов. Правда, у канала единороссов в YouTube всего около 5 тыс. подписчиков. Но другие думские партии используют этот ресурс гораздо активнее. Так, на официальный канал КПРФ и партийную «Красную линию» подписаны свыше 450 тыс. человек, на канал «Справедливой России — За правду» (СРЗП) — 248 тыс., на канал ЛДПР — 49,8 тыс.
Риск утраты доступа к хостингу в партиях осознают. «Риски есть в любом случае, но в первую очередь они связаны с цензурной политикой самого YouTube,— заявил “Ъ” пресс-секретарь лидера КПРФ Александр Ющенко.— Он абсолютно хамски повел себя по отношению ко многим авторам, и я совершенно не исключаю, что и наши каналы могут заблокировать». Коммунисты не раз настаивали на необходимости разработки альтернативных площадок, напомнил господин Ющенко, «но пока такие же удобные платформы не представлены». Напомним, с 2020 года, согласно июльской статистике Роскомнадзора, YouTube заблокировал 207 российских каналов, принадлежащих в том числе государственным СМИ, заметным политическим и общественным деятелям.
В СРЗП, в свою очередь, уверены, что пока YouTube «остается самой эффективной площадкой для работы с избирателями в формате видеоконтента». Хостинг дает «хорошие виральные охваты» (количество пользователей, увидевших контент после того, как им поделился какой-либо другой пользователь), которые «в разы больше, чем количество подписчиков канала: от 2 млн до 10 млн просмотров в месяц в совокупности», отмечают в партии. Правда, эсеры периодически получают от администрации сервиса страйки (предупреждения), «особенно за видео в поддержку СВО», но «даже при таком политически ангажированном подходе» их видео получают хороший охват, подчеркивают в СРЗП. К ограничению работы платформы, если оно случится, в партии готовы (весь контент параллельно размещается во «ВКонтакте», «Одноклассниках», «Дзене» и на Rutube), но при этом тоже считают, что «достойных отечественных альтернатив YouTube пока нет».
ЛДПР использует YouTube в качестве «цифрового музея». Ее канал — «своего рода цифровая история партии», сказали “Ъ” в пресс-службе, отметив, что кадры с выступлениями основателя ЛДПР Владимира Жириновского набирают миллионы просмотров. Разумеется, либерал-демократы размещают там и актуальные видео, а также «сотрудничают с крупными видеоблогерами и лидерами мнений». «Вместе с тем сегодня YouTube используется как инструмент политического давления и западной пропаганды»,— оговариваются в ЛДПР, призывая развивать отечественные платформы, где партия тоже имеет свои представительства.
Основные каналы коммуникации с избирателями для «Новых людей» — Telegram и «ВКонтакте», но и на YouTube партия ведет свой канал (у него 14,8 тыс. подписчиков), рассказал “Ъ” ее зампред Александр Даванков: «Люди имеют право получать информацию на той площадке, где им удобно». «Новые люди» даже развернули в защиту видеохостинга публичную кампанию «Не надо нас замедлять» (к вечеру 5 августа в ее поддержку выступили 600 тыс. интернет-пользователей), а сам господин Даванков еще в июле обратился к Минцифры с предложением создать «рабочую группу по спасению» сервиса. «То, что у нас нет нормального аналога YouTube,— это не дело. Но этот аналог не появится из-за запрета,— написал Александр Даванков в Telegram.— Он может появиться только в нормальной конкуренции, пока аналога нет, платформу нужно оставить в покое».
В то же время политконсультант Дмитрий Еловский считает, что для системных политических лидеров YouTube давно утратил свою актуальность.
Раньше, по его мнению, хостинг был одной из лучших площадок для агитации, но, как только сервис заблокировал возможность размещения рекламных роликов для россиян, «вся лавочка накрылась». Для тех, кто занимается политикой и пытается «органически прокачать свой канал», YouTube сейчас «страшно нестабильная площадка», уверен эксперт: «Только говоришь что-нибудь про СВО — набегает толпа укроботов, тебе канал сносят, и ничего никто не объясняет». Что же касается оставшихся на хостинге каналов российских партий, то на них, как правило, очень низкое количество просмотров, указывает господин Еловский: «Полмиллиона подписчиков, а просмотров тысячи полторы-две — это вообще ни о чем. Даже 50–60 тыс. на страну — это несерьезно, как электоральный инструмент это вообще не работает».