«Огромные седаны производили грандиозное впечатление»

Дмитрий Гронский — об Американской национальной выставке

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Гронский рассказывает, как в 1959 году советским гражданам представили, в частности, автомобили Ford на выставке в Сокольниках.

Фото: Анатолий Гаранин / РИА НОВОСТИ

В этом году свой 85-летний юбилей отмечает ВДНХ. Грандиозный выставочный комплекс заработал в 1939-м, и назывался он тогда ВСХВ — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Спустя два десятка лет ее переименовали в ВДНХ. Площадка стала местом пропаганды достижений всего народного хозяйства страны, а не только ее колхозно-совхозной части. Собственно, сегодня, как и в 1959 году, когда это переименование случилось, ВДНХ выполняет ту же функцию.

А о том, что пропаганда достижений всегда была важным идеологическим рычагом воздействия на умы граждан, нам сегодня напоминает и другое событие, случившееся в 1959 году. С 25 июля по 4 сентября в Сокольниках прошла Американская национальная выставка. Ни одно массовое мероприятие времен СССР не собирало столько народу — выставку посетили свыше 3 млн человек, у которых была возможность оценить «несоветский» образ жизни: с пепси-колой, цветными телевизорами, одеждой совсем иных фасонов и, конечно же, автомобилями.

В экспозиции была представлена продукция полутора десятков американских автомобильных брендов. Огромные седаны, универсалы и купе, выполненные в популярном тогда аэродинамическом стиле, производили на граждан, привыкших к «Москвичам» и «Волгам», грандиозное впечатление. Для «закрепления» полученных знаний с выставки можно было унести буклеты на русском языке, содержание которых было настоящим «ударом под дых». Вот, например, брошюра компании Ford, якобы просто переведенная с той, что мог пролистать американский покупатель автомобиля. «Обычный дом фордовского рабочего состоит из двух, а то и более спален, кухни, туалета, ванной и других помещений. Во всех домах имеется центральное отопление, а также холодная и горячая вода». Вы можете себе представить, чтобы советская брошюра, восхваляющая машины «Москвич», рассказывала, сколько спален у рабочего завода АЗЛК в его доме? То есть со стороны американцев это была явная идеологическая диверсия.

Вся лента