Мир и война Илона Маска

X Corp. подала в суд на тех, кто не желает размещать рекламу в соцсети

Принадлежащая Илону Маску социальная сеть X подала в суд на компании, которые «систематически» и «незаконно» бойкотируют социальную сеть X. Как следует из иска, из-за отказа ответчиков размещать свои рекламные объявления X потеряла уже миллиарды долларов выручки.

Илон Маск

Фото: Ebrahim Noroozi / AP Photo / AP

X Corp. Илона Маска подала иск к Всемирной федерации рекламодателей (WFA) и еще нескольким крупным компаниям за то, что они отказываются от размещения рекламы в социальной сети. Среди компаний отдельного внимания господина Маска удостоились Unilever, Orsted, Mars и CVS Health.

По мнению X, вышеупомянутые организации, действуя в рамках инициативы «Глобальный альянс за ответственные медиа» (GARM, программа WFA), еще осенью 2022 года сговорились бойкотировать социальную сеть, ранее известную как Twitter, чтобы та не получила миллиарды долларов рекламной выручки. При этом в иске отмечается, что один из ответчиков якобы затем уточнял у участников GARM и самой WFA, стоит ли продолжать бойкот и вернулись ли другие члены организации на платформу Илона Маска.

Многие компании действительно решили перестать размещать свою рекламу в X, но в ноябре 2023 года, а не 2022-го, как утверждается в иске.

Это было спровоцировано постом самого господина Маска, в котором тот согласился с мнением, что еврейские сообщества продвигают в отношении белых людей такую же ненависть, которую требуют прекратить в отношении себя.

Эти слова владельца X Corp. вызвали громкий скандал в США, включая реакцию первых лиц государства. После этого более сотни компаний изъяли свои рекламные объявления из соцсети.

В ноябре же 2022 года никакого бойкота еще не было. Только обеспокоенность рекламодателей тем фактом, что Twitter оказался в руках Илона Маска, обещавшего предоставить всем свободу слова и значительно смягчить правила модерации в социальной сети. Тогда GARM выразил надежду, что Twitter продолжит придерживаться стандартов модерации контента, выработанных организацией. Рекомендацию же для клиентов временно приостановить показ рекламы в Twitter из-за проблем с модерацией выпустила тогда только IPG, одна из крупнейших в мире рекламных компаний.

«Мы пытались все решить мирно в течение двух лет, но не получили ничего, кроме пустых слов. Теперь будет война»,— написал сегодня Илон Маск.

Впрочем, если верить самому господину Маску, то война эта уже давно в самом разгаре. Ведь в ноябре 2023 года он уже подавал «термоядерный иск» к некоммерческой организации Media Matters. Тогда — за клевету, но ровно по тому же поводу, что и сейчас. В связи с массовым уходом рекламодателей, который был спровоцирован все тем же скандалом со словами Илона Маска о евреях и расследованием Media Matters, в котором утверждалось, что соцсеть не блокирует посты с положительными оценками, например, Адольфа Гитлера, а его цитаты оформляются как вдохновляющие высказывания. Господин Маск счел расследование ложью и попыткой навредить его бизнесу.

В случае с сегодняшним иском X придется доказать наличие преступного сговора рекламодателей, а сделать это будет непросто, считает Кристин Бартоломью, эксперт по антимонопольному законодательству и профессор юридической школы университета Буффало. Для этого компании нужно подтвердить наличие реального соглашения, к которому присоединялись участники организации. По его словам, доказать это будет очень непросто, если договоренности были устными или неявными. К тому же, добавляет профессор, даже в случае победы в суде X Corp. никак не сможет заставить компании вернуться в соцсеть и тратить там свои деньги.

Неочевидной считают эксперты и попытку Илона Маска выставить бойкот рекламодателей как нарушение антимонопольного законодательства.

«Если люди просто переключились на покупку рекламы с одной платформы на другую, неясно, как это повлияет на конкуренцию и приведет к повышению цен»,— заявил профессор права в Университете Уэйна Стивен Калкинс.

Кирилл Сарханянц

Фотогалерея

Как Илон Маск стал одним из богатейших людей планеты

Смотреть

Вся лента