Автодилерам потребовались разъяснения

Продавцы машин хотят знать получающие компенсацию за утильсбор производства

Автодилеры попросили правительство разъяснить, куда идут деньги от утильсбора. Его повышение запланировано на 1 октября. Оно приведет к росту ставок на 70% в 2024 году и на 10-20% в следующие пять лет, говорится в письме ассоциации «Российские автомобильные дилер». В Минпромторге неоднократно заявляли, что благодаря утильсбору власти смогут оказывать господдержку автопроизводителям. Но до сих пор непонятно, кто и в каком объеме получает эту помощь. И дилеры просят Минпромторг и Минфин прояснить ситуацию. Тему продолжит Владислав Викторов.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Утилизационный сбор — разовый платеж для производителей и импортеров за каждый автомобиль. Локалированные в России заводы могут рассчитывать на его компенсацию. Правда, кто и в каком объеме получает субсидии, неизвестно, и дилеры просят это прояснить. Ведь по задумке властей с 1 октября плата за утилизацию может стать выше затрат на производство одной машины, подсчитали в профильной ассоциации.

А ведь авто за два года и так подорожали вдвое. Причем, доступной альтернативы в достаточном количестве отечественные производители пока предложить не могут. В такой ситуации средство передвижения снова станет роскошью, говорит исполнительный директор Ассоциации "Российские автомобильные дилеры» Игорь Чикин: «По состоянию на 2014 год 33% граждан могли приобрести новый автомобиль. По состоянию на 2023 год — только 14%. В случае увеличения утилизационного сбора и инфляции, к 2030 году количество граждан, которые смогут приобрести новый автомобиль, уменьшится еще до 5-7%. Часть дилерских центров просто будут вынуждены уйти с рынка, потому что им нечем будет торговать. Соответственно, если будет развиваться производство, эта проблема нивелируется».

По оценкам ассоциации, из-за новых ставок утильсбора к 2030 году машины подорожают вдвое, поскольку отчисления за авто с объемом двигателя до двух литров за этот же период увеличатся почти в четыре раза. Хуже всего ситуация будет именно в массовом сегменте, ведь модель, которая сейчас стоит 2 млн руб. через 5,5 лет прибавит еще 1 млн только с учетом сбора. Причем дилеры могут начать менять цены в самое ближайшее время, полагает автоэксперт Олег Мосеев: «Как только постановление будет подписано, производители начнут потихоньку повышать цены, потому что резко увеличивать их на размер утиля, это угробить продажи. И какое-то время займет сокращение поставок, потому что очевидно, что рынок будет лихорадить. Вся история с утилем задумана для того, чтобы китайские компании развивали производство внутри России. И они, очевидно, будут это делать, но не все, конечно».

При этом в АвтоВАЗе, который лоббировал повышение утильсбора, назвали расчеты дилеров «полнейшим паникерством». В беседе с “Ъ FM” представитель компании заявил, что мера позволит защитить рынок от экспансии китайских концернов, которые в денежном выражении заняли его почти на 90%. Более того, увеличение ставок напрямую не повлияет на стоимость российских машин, уверяет отечественный производитель. Но партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто считает такую позицию лукавством: «Российский производитель тоже платит утилизационный сбор.

Деньги потом эти получает в зависимости от уровня локализации, но не сразу. Соответственно, деньги выпадают из бюджета предприятия, и надо их как-то компенсировать. Цены повысятся на автомобили, которые ввозятся по прямому импорту. Часть моделей уйдет с нашего рынка. Ну а впоследствии подорожают, конечно, и модели, произведенные в России, потому что законы экономики никто не отменял. При отсутствии конкуренции появляется непреодолимое желание поднять цены».

Гарантий, что тот же АвтоВАЗ за пять лет расширит модельный ряд настолько, что закроет часть спроса, нет, отмечают аналитики. В свою очередь в Минпромторге “Ъ FM” заявили, что рассмотрят обращение дилеров «в установленном порядке». Там добавили, что главная задача ведомства — контроль за соблюдением ответственного ценообразования и расширение предложения. Но статистика Национального агентства промышленной информации указывает на то, что доля российских автомобилей на рынке к апрелю снизилась до 40% против 54-х в 2023-м.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента