Иск повернули вспять
Суду придется изучить идею экоактивистки о затоплении Сибайского карьера
Стерлитамакский городской суд обязали рассмотреть иск экоактивистки Тамары Хабибуллиной, в котором она предлагает одновременно решить проблему Сибайского карьера и «белых морей» «Башкирской содовой компании» (БСК). Госпожа Хабибуллина просит обязать Росприроднадзор провести государственную экологическую экспертизу по проекту перекачки и хранения отходов производства БСК в Сибайский карьер. Стерлитамакский суд первой инстанции отказался рассматривать иск, порекомендовав общественнице обратиться в суд в Уфе по месту регистрации управления Росприроднадзора. Верховный суд Башкирии, рассмотрев жалобу госпожи Хабибуллиной, указал, что подсудность не нарушена, и вернул иск в Стерлитамак.
Экоактивистка из Уфы Тамара Хабибуллина добилась рассмотрения иска к Росприроднадзору и его межрегиональному управлению. Заявительница просила Стерлитамакский городской суд обязать ответчиков провести государственную экологическую экспертизу перекачки и хранения дистиллерной жидкости (отход содового производства, представляющий собой водный раствор хлорида кальция и хлорида натрия) из «белых морей», принадлежащих АО «Башкирская содовая компания» в Сибайский карьер (владеет АО «Сибайский горнообогатительный комбинат»). Предприятия, по ее мнению, должны были подать заявление в надзорное ведомство и предоставить все необходимые для экспертизы документы.
Первая инстанция заявление рассматривать не стала, вернув его госпоже Хабибуллиной с рекомендацией обратиться по месту нахождения ответчика — федерального и межрегионального управления Росприроднадзора. Заявительница подала частную жалобу на принятое решение.
Изучивший доводы экоактивистки Верховный суд Башкирии указал, что решение о неподсудности спора было необоснованным. Иск к организации подается в суд по месту ее нахождения. Поскольку требования госпожи Хабибуллиной адресованы в том числе к БСК, спор может рассматриваться в Стерлитамаке, говорится в апелляционном определении ВС. Иск направлен в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Доводы Тамары Хабибуллиной вчера узнать не удалось: она не отвечала на телефонные звонки.
Идею закачать дистиллерную жидкость «белых морей» в Сибайский карьер предложил в 2019 году эколог Марс Сафаров. По его мнению, это помогло бы решить две экологические проблемы: загрязнения дистиллерной жидкостью реки Белой и загрязнения атмосферы диоксидом серы в Сибае из-за очагов тления руды в карьере.
Сибайский карьер — один из самых крупных карьеров в мире, он представляет собой воронку глубиной около 500 м и диаметром около 2 км. Открытая разработка карьера завершена более 14 лет назад. С декабря 2018 года жители Сибая жаловались на смог и неприятный запах из-за очагов тления, было зафиксировано превышение предельно допустимой концентрации диоксида серы, в городе ввели режим повышенной готовности. Было принято решение о подтоплении карьера, в октябре 2019 года спикер Курултая Башкирии заявил о стабилизации экологической ситуации в Сибае. В 2022 году зарегистрированное в Сибае ООО «Гео генезис» представило проект по рекультивации карьера. В апреле прошлого года он получил статус масштабного. Стоимость проекта на тот момент оценивали в 1,6 млрд руб.
В Южно-Уральском межрегиональном управлении Росприроднадзора и БСК вчера комментарий не предоставили. Генеральный директор Сибайского ГОКа Булат Фаттахов от комментариев отказался.
«В принципе, закачка дистиллерной жидкости в Сибайский карьер может решить сразу две задачи: предотвратить горение сульфидных минералов в чаше карьера и сократить „белое море“ Башкирской содовой компании, занимающее более 460 гектаров. В то же время технически реализовать эту идею может быть сложно: перевозка дистиллерной жидкости в цистернах может оказаться дорогой, прокладка специального трубопровода — тоже. И непонятно, кто подобный проект будет финансировать»,— считает промышленный эксперт Леонид Хазанов.
Председатель Союза экологов Башкирии Александр Веселов отмечает: Тамара Хабибуллина «креативит» и пытается заставить БСК решать проблему «белых морей», однако предмет иска отсутствует. «Можно обязать провести государственную экологическую экспертизу по проекту или технологии, когда они разработаны научно-исследовательским институтом и оформлены документально. По этой технологии оформленного проекта нет, а провести экспертизу идеи — невозможно,— пояснил эксперт, добавив, что сама идея хорошая.— Мне она нравится, стремиться к ней, наверное, надо, но пока это несбыточная мечта. Проект должна разработать БСК, а ей это невыгодно».