Маршрут построен

Минтранс Башкирии в споре с «Уфа-лайном» отстоял результаты торгов

Компании «Уфа-лайн» не удалось отменить результаты конкурса на право работы на восьми межмуниципальных маршрутах. Осенью 2022 года минтранс Башкирии, проведя торги, передал соответствующие сертификаты и карты маршрутов единственному участнику — ООО «Помощь». «Уфа-лайн» не согласился с решением конкурсной комиссии. В иске компания, в частности, заявила, что организатор торгов внес существенные изменения в документацию на этапе проведения конкурса, а также объединил в один лот несколько маршрутов. Арбитражный суд, оценив доводы сторон, пришел к выводу, что минтранс не нарушил законодательство. Юристы полагают, что у «Уфа-лайна» нет шансов на отмену судебного акта в апелляции.

Фото: Игорь Елисеев, Коммерсантъ

Арбитражный суд Башкирии отказал уфимскому перевозчику ООО «Компания Уфа-лайн» в удовлетворении иска к министерству транспорта и дорожного хозяйства Башкирии. Компания просила суд обязать ответчика отменить открытый конкурс на право получения пятилетнего свидетельства на перевозку пассажиров по восьми межмуниципальным маршрутам. Речь идет о перевозке пассажиров на Южный автовокзал Уфы из Чишмов, Языково, Благовещенска, Бакалов, Кармаскалов, Межгорья и так далее. Помимо этого, «Уфа-лайн» просил аннулировать выданные по результатам спорного конкурса свидетельства и маршрутные карты.

Как следует из материалов дела, спорные торги были объявлены в июле 2022 года. Единственным участником торгов, который был признан победителем, стало ООО «Помощь» предпринимателя Аббоса Бердиева.

Как следует из реестра межмуниципальных маршрутов, опубликованного на сайте минтранса, у «Уфа-лайна» 11 межмуниципальных маршрутов.

ООО «Компания Уфа-лайн», по данным «СПАРК-Интферфакс», зарегистрировано в феврале 2011 года. Уставный капитал — 10 тыс. руб. Владелец — Ильшат Хайруллин. В 2022 году при выручке 21,7 млн руб. чистая прибыль компании составила — 2,1 млн руб.

Представитель истца в суде пояснил, что организатор конкурса объединил десять межмуниципальных маршрутов в единый лот, «тем самым установил излишние требования к участникам открытого конкурса, ограничив круг его участников». При этом сведения по этим маршрутам во время проведения торгов отсутствовали в реестре межмуниципальных маршрутов. При проведении конкурса, отметил представитель перевозчика, организатором «внесены изменения в его существенные условия» — автобусы категории М2 (от восьми мест, массой до 5 т) были заменены на категорию М3 (от восьми мест, от 5 т). Кроме того, конкурсная комиссия принимала заявки до 15 сентября, а вскрытие конвертов было назначено на следующее утро.

Минтранс с претензиями не согласился. Представитель министерства в суде сообщил, что конкурс был проведен с соблюдением требований ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров…». Изменения в конкурсную документацию были внесены в связи с допущенной технической ошибкой, а возможность объединения в один лот нескольких маршрутов предусмотрена законодательством.

Отказывая в удовлетворении иска, суд согласился с доводами ответчика. Так, указано в решении, спорные исправления в конкурсной документации «внесены исключительно в виду допущенной технической ошибки, срок принятия и регистрации заявок на участие в открытом конкурсе был соответственно продлен». Срок завершения приема заявок и вскрытия конвертов суд также признал законным. Довод истца о неправомерном объединении маршрутов в один лот суд отклонил: «В целях улучшения транспортного обслуживания населения, снижения аварийности на пассажирском транспорте, оптимизации маршрутной сети могут быть определены высокорентабельные и низкорентабельные маршруты. Их объединение в один лот позволяет обеспечивать обязанность перевозчиков, которым по итогам конкурса будет предоставлено право обслуживать и непривлекательные с экономической точки зрения маршруты, но необходимые для удовлетворения нужд поселения».

Дозвониться до «Уфа-лайна» не удалось.

Судебный эксперт Экспертной группы Veta Александр Терентьев отмечает, что решение суда «представляется законным и обоснованным». «Ключевым моментом в решении является то, что суд признал действия минтранса соответствующими требованиям закона,— пояснил юрист.— Важно также указать, что сам истец не подавал заявку на участие в конкурсе, и данный факт имеет существенное значение для оценки правомерности его требований. В данном случае компания фактически не может обосновать, каким образом проведение конкурса нарушило ее права. В связи с вышесказанным, вероятность отмены решения в апелляции является низкой».

Булат Баширов

Вся лента