Ушли с маршрута

Ульяновский предприниматель судится с Организатором пассажирских перевозок

В Ульяновске скандально известный маршрут общественного транспорта №38 по итогам конкурса все же передан ИП Владимиру Горюнову, который уже делал попытки получить его. ИП Марина Юдаева, работавшая на этом маршруте более 20 лет, через суд требует вернуть ее маршрут, считая, что его отобрали обманным путем. В муниципальном казенном учреждении «Организатор пассажирских перевозок» (МКУ ОПП) заявляют, что передача маршрута прошла полностью в соответствии с требованиями законодательства, и Марина Юдаева сама отказалась от маршрута, ссылаясь на финансовые трудности. Эксперты признают, что в системе отбора перевозчиков на маршруты общественного транспорта далеко не все благополучно, но в этой ситуации МКУ ОПП, судя по всему, поступило правильно. Между тем частные перевозчики заявляют, что все время опасаются их вытеснения государственным общественным транспортом и в ситуации неопределенности не решаются обновлять подвижной состав.

Марина Юдаева хотела изменить маршрут, а получилось, что совсем ушла с него

Фото: Пресс-служба администрации Ульяновска

С этой недели в Ульяновске услуги общественного транспорта на маршруте №38, одном из самых выгодных и протяженных, начал предоставлять новый перевозчик — ИП Владимир Горюнов. Об этом на официальном сайте сообщила администрация областного центра, отмечая, что новый перевозчик, получивший маршрут по результатам конкурса, выставил на него 15 новых автобусов «Газель-Next» и четыре «СимАЗа».

В Ульяновске исторически сложилось, что основной объем перевозок общественного транспорта (около 80%) выполняется частными перевозчиками в основном на автобусах малой вместимости типа «Газель», Ford и др., остальные 20% перевозок выполняет государственное АО «ПАТП-1» на автобусах средней вместимости.

Между тем прежний перевозчик по этому маршруту — ИП Марина Юдаева, которая более 20 лет обслуживала 38-й маршрут, в арбитражном суде оспаривает передачу маршрута, считая, что ее лишили маршрута незаконно. 30 июля арбитражный суд принял решение о назначении дела к судебному разбирательству, рассмотрение иска по существу назначено на 22 августа. В своем иске госпожа Юдаева требует признать незаконным отказ МКУ «Организатор пассажирских перевозок» в выдаче ей нового свидетельства на маршрут и обязать МКУ ОПП выдать ей новое свидетельство с периодом действия, как и у прежнего, с декабря 2021 года по декабрь 2028 года.

Как отмечается в материалах дела, 6 мая Марина Юдина подала в МКУ ОПП заявление о прекращении действия старого свидетельства. Но уже через день направила заявление об отзыве первого заявления, а затем, 17 мая, подала еще одно заявление о выдаче свидетельства с актуальным (фактическим) маршрутом движения. Однако МКУ ОПП 21 мая отказало перевозчику в выдаче нового свидетельства, сославшись на отсутствие изменений в маршруте, а 7 июня отказало в возможности отзыва первичного заявления, сославшись на то, что Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров…» (№220 от 13.07.2015) процедуру отзыва не предусматривает. Между тем еще до направления отказа МКУ ОПП уже разместило информацию об объявлении конкурса среди перевозчиков на маршрут №38, известив, что прием заявок начинается с 5 июня. Конкурс прошел 8 июля, из двух претендентов победителем стал ИП Владимир Горюнов.

Марина Юдаева в беседе с «Ъ» комментировать ситуацию и пояснять, зачем она подавала заявление о прекращении действия свидетельства, отказалась. Собеседник «Ъ», близкий к Марине Юдаевой и «досконально знакомый с делом», пояснил, что в ее свидетельстве был указан маршрут, проходящий через улицу Ленина, «но все автобусные маршруты с улицы Ленина убрали еще в 2021 году, когда там стали устанавливать “венские остановки” для трамваев, которые не соответствовали ГОСТу для автобусов, поскольку там не было заездных карманов». Другие перевозчики, по словам собеседника, поменяли свидетельства со старыми схемами маршрутов, Марина Юдаева работала со старым свидетельством (действующим до 2028 года), опасаясь, что у нее могут отобрать маршрут, но затем решилась. «В МКУ ей сказали, что сначала надо написать заявление о прекращении действия прежнего свидетельства, она оформила его под их диктовку, а потом выяснилось, что ее лишают маршрута. Все это она уже изложила в суде. Надеемся, суд разберется»,— сказал собеседник, отметив, что условия объявленного затем конкурса были, по его мнению, «написаны под конкретного перевозчика, в связи с чем Марина Юдаева готовит жалобу в УФАС».

Как сообщал «Ъ», маршрут №38 — скандально известный. Он один из самых напряженных и в то же время в числе самых выгодных маршрутов. В 2022 году администрация Ульяновска дважды пыталась отобрать этот маршрут у ИП Марины Юдаевой. Сначала маршрут был выставлен на конкурс, несмотря на то что свидетельство на него действовало до 2028 года. После вмешательства прокуратуры и управления ФАС конкурс был отменен как незаконный (тогда победителем конкурса по этому маршруту также был ИП Владимир Горюнов). После этого, в конце 2022 года, мэрия подала в арбитражный суд иск о лишении ИП Марины Юдаевой свидетельства на маршрут якобы за ряд нарушений, однако суд, не найдя существенных нарушений, отказал в удовлетворении иска в полном объеме. В конце 2022 года по факту воспрепятствования предпринимательской деятельности на примере 38 маршрута было возбуждено уголовное дело в отношении чиновников МКУ ОПП (исход дела неизвестен). А в феврале 2023 года вступил в силу приговор суда, по которому бывший замначальника управления дорожного хозяйства и транспорта мэрии Геннадий Шакиров был приговорен к четырем годам лишения свободы по обвинению в получении через посредника взятки 1 млн руб. за покровительство частному перевозчику (п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ, до 12 лет лишения свободы). Из материалов суда следовало, что чиновник через родного брата Марины Юдаевой требовал передачи ему взяток «за создание условий для нормального осуществления деятельности по перевозке пассажиров».

Между тем исполняющий обязанности директора МКУ ОПП Играмудин Эмиров заявил «Ъ», что «заявление Юдаевой о прекращении действия свидетельства было написано добровольно, никто ей ничего не диктовал», «она пришла и сказала, что хочет прекратить работу на маршруте, якобы это связано с финансовыми трудностями». «По закону мы были обязаны сразу же объявить конкурс на этот маршрут, если сдается свидетельство. Это сказано в 220-м законе, и возможность возврата заявления там не предусмотрена»,— сказал руководитель МКУ ОПП. Он также пояснил, что условия конкурса «были стандартные для аналогичных маршрутов».

Председатель правления региональной отраслевой организации «Транспортный экспертный совет» Виктор Сидоренко сказал «Ъ», что все решения прошлых лет по возврату Юдаевой 38-го маршрута и незаконности действий МКУ ОПП «совершенно правильные и справедливые», но в последнем случае нарушений со стороны организатора перевозок он не видит. «Я не знаю, что послужило причиной написать заявление о прекращении действия свидетельства, но это было явной ошибкой Юдаевой. А вернуть его уже не было возможности, тем более что в таких случаях сразу запускается процедура объявления конкурса для отбора нового перевозчика. То, что победителем стал ИП Горюнов, неудивительно, он давно имел желание получить этот маршрут»,— сказал господин Сидоренко. В то же время он отметил, что ситуация в общественном транспорте Ульяновска «остается неблагополучной и неопределенной».

С ним согласен и директор объединения частных перевозчиков «Транспортный альянс» Святослав Малаев, отметивший, что у него нет оснований сомневаться в объективности проведенного конкурса, «но в целом ситуация на этом рынке остается очень напряженной», «перевозчики опасаются, что их будут вытеснять с их маршрутов, заменяя автобусами ПАТП-1, поскольку губернатор заявил о курсе на приоритет государственного общественного транспорта». «Но проблема в том, что никаких конкретных у планов органов власти нет, перевозчики не знают, что будет завтра, а потому не принимают никаких усилий для обновления подвижного состава»,— сказал господин Малаев.

Сергей Титов, Ульяновск

Вся лента