Тише едешь — выше будешь
Представлен независимый рейтинг регионов по безопасности дорожного движения
Общественный совет (ОС) при Минтрансе и Высшая школа экономики представили подготовленный совместно рейтинг регионов по уровню безопасности движения. Это первый независимый проект подобного рода, прежде результаты исследований об аварийности представляло лишь МВД. Помимо данных собственно об аварийности в документе учитывается уровень финансирования дорожной инфраструктуры, количество камер и автомобилей, другие показатели. Города федерального значения — Москва, Петербург и Севастополь — в рейтинг не включены: составители считают, что там из-за высокой плотности движения слишком специфические условия. Лидерами названы Чечня, Коми и Калининградская область, аутсайдерами — Тува и Калмыкия.
В основу представленного в среду рейтинга регионов по уровню безопасности дорожного движения (разработан Общественным советом при Минтрансе и ВШЭ) взяты данные за 2023 год из открытых источников: ГИБДД, Росстата, МВД. Основываясь на них, авторы вывели показатели социального риска (количество ДТП на 100 тыс. населения) и транспортного риска (количество ДТП на 10 тыс. транспортных средств). По итогам каждый регион получил индивидуальный статус.
«Передовой» уровень безопасности движения присвоен Чечне и ряду других регионов (см. инфографику). На Чеченскую республику, в частности, приходится 12,8 тыс. км дорог, 147 дорожных камер (или 0,011 штуки на 1 км дорог); местные водители получают в среднем 0,9 штрафа за превышение скорости на одну машину в год; уровень автомобилизации — 200 машин на 1 тыс. населения. Самый низкий уровень безопасности движения — в Ингушетии, Забайкальском крае, республиках Тыва и Калмыкия. В последнем регионе 5,2 тыс. км дорог, 122 камеры (0,023 штуки на 1 км дорог); в среднем 2,96 штрафа на одну машину в год; уровень автомобилизации — 336 авто на 1 тыс. населения.
Москва, Санкт-Петербург и Севастополь в рейтинг не попали.
«Большие города характеризуются более плотным и медленным движением, а также высокой людностью,— пояснили составители индекса.— Расчеты по ним существенно исказили бы картину по другим регионам». В исследование также не вошли Чукотка и НАО: здесь крайне мало дорог, транспортных средств и, как следствие, аварий. Отметим, по данным ГИБДД, в Москве в 2023 году произошло 8,1 тыс. аварий с 307 погибшими, протяженность дорожной сети оценена в 45 тыс. км. При этом, например, на Чукотке — 13 ДТП с одной жертвой на 2,2 тыс. км дорог.
Научный центр безопасности дорожного движения МВД с 2021 года публикует статистические «профили безопасности субъектов федерации». Это не полноценный рейтинг, поскольку субъекты не ранжированы, однако документ содержит максимум статистической информации. Например, помимо тех данных, что использовали авторы независимого исследования, указана, в частности, сумма уплаченных гражданами штрафов; ВВП на душу населения; уровень безработицы; пассажирооборот автобусов общего пользования; грузооборот автотранспорта и т. д. Если же говорить о данных ГИБДД исключительно по аварийности, то в 2023 году больше всего ДТП произошло в Москве, Краснодарском крае и Нижегородской области; больше всего погибших — в Краснодарском крае, Московской и Ростовской областях. Чукотка, НАО и Чечня, по данным ГИБДД, являются самыми неаварийными субъектами.
Документ поможет регионам сформировать план профилактических мероприятий, пояснила глава ОС при Минтрансе Татьяна Горовая.
Так, в ряде субъектов, отметила она, аварийность растет из-за увеличения числа грузовиков на дорогах из-за произошедшей после введения санкций переориентации грузопотоков с запада на юг и восток. «Мы будем сигнализировать в федеральный центр, чтобы обеспечить дополнительную поддержку регионам, оказавшимся в хвосте списка»,— добавил зампред ОС при Минтрансе Илья Зотов. Рейтинг, по его словам, уже направлен в ГИБДД и Минтранс. В министерстве вчера “Ъ” комментарий не предоставили.
«Критерии оценки регионов очень сомнительны,— прокомментировал документ замруководителя ЦОДД по Дагестану Руслан Гаджибагомедов.— В передовых значатся регионы с незначительной дорожной сетью и числом камер на них. Регионы с развитой дорожной сетью ставятся в заведомо невыгодное положение». В минтрансе Крыма и ряде профильных организаций региона “Ъ” пообещали в своей работе учитывать подобные рейтинги, но в первую очередь там полагаются на рекомендации ГИБДД. В ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти, комментируя 73-ю позицию в рейтинге Ленинградской области, отметили, что ориентируются в первую очередь на внутреннюю оценку эффективности работы ГИБДД. «Рейтинг является важным инструментом для оценки текущей ситуации и определения приоритетных направлений работы, он позволяет выявить слабые места и проблемные участки на дорогах»,— заявил “Ъ” зампред правительства Республики Калмыкия Алексей Соколов.