Самокатчикам ужесточают штрафы

Нужно ли увеличивать взыскание за нарушения при пользовании СИМ

За езду на электросамокате вдвоем и за передачу руля ребенку в Москве будут штрафовать на 100 тыс. руб. С такой инициативой выступили столичные власти. Сейчас санкции за подобные нарушения составляют соответственно 10 тыс. руб. и 5 тыс. руб. Однако столичный дептранс направил письмо операторам сервисов аренды средств индивидуальной мобильности с предложением кратно увеличить наказание. В мэрии напомнили, что поездки на самокатах с детьми запрещены, поскольку чреваты высокими рисками и для родителей, и для ребенка.

Фото: Антон Новодерёжкин, Коммерсантъ

Организатор самокатного движения Let's Kick Евгений Барабанов отреагировал на предложение об увеличении штрафов позитивно, увидев в нем шанс снизить аварийность: «В случае введения таких суровых мер и жестких правил будет меньше тех, кто дискредитирует этот вид личного транспорта, нарушая правила и ухудшая его репутацию в глазах окружающих.

Главное, чтобы за всеми этими правилами действительно следили, и тем, кто нарушает, приходили штрафы. И неважно, какого они размера. Чем больше, тем, наверное, лучше, потому что сейчас взыскания за такие нарушения символические: порой даже школьники могут его оплатить и спокойно об этом забыть, а потом еще раз так проехаться, опять попасться и так далее».

Сегодня Москва — мировой лидер по числу электросамокатов и по динамике развития отрасли. С начала сезона жители города совершили 35 млн поездок на этих устройствах, что в полтора больше, чем за тот же период 2023 года. Однако штрафы в 100 тыс. руб. несоразмерны нарушениям, полагает гендиректор сервиса кикшеринговой франшизы Lite Руслан Тарасов: «Дептранс не первый предлагает повысить штрафы. Сами игроки выступают за увеличение взысканий за катание вдвоем и передачу СИМ другому лицу. Но как бизнесмен и пользователь я считаю, что штрафы должны как-то соизмеряться с заработными платами. Если средний заработок в Москве примерно 116 тыс. руб., а штраф — 100 тыс. руб., то это уже слишком».

Огромное количественное преимущество в Москве, как и в других городах, имеют не самокаты, используемые сервисами, а частные устройства. Скажем, сейчас в столице доступно для аренды порядка 60 тыс. самокатов.В этих условиях власти должны не перекладывать работу по организации движения этих устройств в городе на прокатные сервисы, а сами более активно заниматься выработкой государственных правил движения для них. В этом убежден вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин: «Самокатов стало очень много. И кикшеринг — это капля в море.

Дептранс перекладывает ответственность на сервисы, мол, пускай они контролируют. Но они будут следить только за частью аудитории, а все остальные как ездили, так и будут ездить. И если человека оштрафовать внутри сервиса на эти 100 тыс. руб., то внезапно выяснится, что на карточке у него таких денег нет. И взимать их придется через суд и Службу судебных приставов, а значит, сервисам кикшеринга придется идти и судиться. Тогда получается, что они начнут выполнять функцию органов государственной власти, это нонсенс какой-то. Дептрансу нужно направлять предписания не в сервисы кикшеринга, а обращаться к Минтрансу с вопросом: доколе мы будем жить без правил игры?»

По статистике МВД, за первые полгода в России зафиксировано почти 2 тыс. ДТП с участием электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности. Это на 81% больше, чем за тот же период 2023-го. Более четверти таких аварий произошло в Москве.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Андрей Загорский

Вся лента