Броневики меняют базу

С какими сложностями сталкиваются производители машин для инкассаторов и частных клиентов

Российские компании по производству бронированных автомобилей переходят на локализованные китайские марки. Крупные игроки не могут обеспечить поставок крупных партий машин по схемам серого импорта. Объемы закупок для бронирования базовых автомобилей от привычных прежде производителей сократились до минимума. Причиной называют более чем двукратный рост цен на конечный товар и невозможность обеспечить официальную гарантию. Речь идет прежде всего о машинах для финансовых организаций и банков. При этом сложностей с материалами — стеклом и сталью, которые используют при изготовлений броневиков, — не возникает.

Фото: Андрей Бресонов, Коммерсантъ

Коммерческий директор петербургского завода «Гасавто» Дмитрий Куткин говорит, что за два года их предприятие почти полностью заместило парк китайскими брендами или машинами, которые выпускаются в России: «Цепочки поставок стали сложнее, дольше и дороже. Ухудшилась ситуация с базовыми автомобилями. Раньше была достаточно широкая линейка, заказчик мог выбирать множество импортных марок. Банки в основном заказывают машины иностранного производства, что-то поступает по параллельному импорту, но это капля в море.

Условно говоря, раньше мы делали 400 машин Ford в год, сейчас если их и можно завезти, но ценник будет уже совсем негуманным, заказчик его уже не потянет. И самое главное, нет официальной гарантии. Проблема: кто будет ее подтверждать? То есть мы несем гарантию за наше оборудование, обязательства за обслуживание базового автомобиля — производитель, для чего мы подписывали разделительный перечень и получали одобрение типа транспортного средства. И сейчас, естественно, мы перешли на китайские и российские марки. Стало больше "Газелей", УАЗов, и основная марка, заместившая Ford, это Sollers Atlant. JAC, когда не было альтернативы, мы возили эту машину из Казахстана, китайской сборки, казахской сборки. Что касается цельнометаллического фургона, который был у JAC Sunray. Потеря за последние годы оказалась больше, чем какой-то рост.Появилось много негативных факторов».

За последние два года с российского рынка броневиков ушли крупные игроки — Ford и Peugeot, а весной собственное производство в Татарстане свернул «Росинкас». Компания ссылалась на логистические сложности с поставками запчастей и решила закупать машины на базе ГАЗ и Lada. Владелец и генеральный директор компании по производству VIP-броневиков «Русский Стиль» Сергей Березенцев говорит, что рынок в частном сегменте не падает, однако происходит это из-за того, что возросшие затраты теперь щедро оплачивает конечный покупатель:

«У нас нет никакого импортозамещения, мы никогда с ним не работали. Все родное, все свое. Да, подорожало, как все остальное. Мы перенесли это на конечного покупателя. Был Ford, стал Sollers, JAC, абсолютно то же самое. Из всех, присутствующих на рынке, я самый маленький, но самый гибкий. Был рынок машин для перевозки денег, для личной безопасности, сейчас есть еще и рынок машин для зоны СВО.

Все остальные живут, каждый в своем секторе работает, даже не толкаемся сейчас, конкурентов нет. Все, кто побольше, ведут борьбу между собой. Мы в своем секторе сами по себе. Абсолютно никакого дефицита нет: есть авто любого цвета, раскраски. Брони полно, делают ее давно по своей, российской, технологии ее, но только частники. Рынок давно сложился, и сейчас, поверьте, этого добра очень много. Базовый поставщик — это Череповецкий металлургический завод. Сейчас основные производители сидят при нем».

Ежегодно в мире продается порядка 10 тыс. броневиков. В России крупнейшим производителем легкобронированных автомобилей военного назначения являются предприятия «Ростеха». Весной в корпорации сообщали о трехкратном росте собственного выпуска таких машин.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента