«Продвигать технологический бизнес возможно и в условиях ограниченного маркетингового бюджета»

Эксперт по маркетингу и основательница агентства Easy Communications Диана Акчурина делится мыслями о том, как повысить узнаваемость и получить лиды без больших рекламных затрат

Эксперт по маркетинговым коммуникациям Диана Акчурина более семнадцати лет помогает брендам развивать бизнес с минимальными маркетинговыми бюджетами. В 2016 году она основала агентство маркетинговых коммуникаций Easy Communications, которое специализируется на сотрудничестве с технологическими компаниями по всему миру. Среди направлений, с которыми работает госпожа Акчурина — связи с общественностью, взаимодействие с лидерами мнений, контент-маркетинг и маркетинг в социальных медиа. Она рассказала о развитии карьеры, как цифровое кочевничество помогает в развитии международного агентства, и поделилась советами, как развивать бизнес при ограниченном финансировании на продвижение.

Фото: Диана Акчурина, личный архив

— Расскажите, пожалуйста, о себе. Каким образом началась ваша карьера в маркетинговых коммуникациях?

По высшему образованию я преподаватель иностранных языков, но практически никогда не работала по полученной профессии. Я совсем не понимала кем хочу работать в корпоративной среде, поэтому начала путь на должности секретаря — позиции, на которой видно работу всей организации. Через год осознала, что мне интересно развиваться в коммуникационном направлении. Дальше я работала как внутри компании, так и в агентстве, всегда с технологическими компаниями, отвечала и отвечаю за маркетинговые коммуникации, продажи, развитие бизнеса. Я получила дополнительное образование по направлению «PR и реклама» в МГУ имени М.В. Ломоносова, а в 2012 году прошла отбор на Президентскую программу профессиональной переподготовки кадров по направлению «Стратегический маркетинг». В 2016 году основала собственное агентство маркетинговых коммуникаций Easy Communications, которое специализируется на коммуникационной поддержке технологических компаний практически по всему миру.

— Вы активно путешествуете по миру и работаете с международными компаниями. Как вы этого добились?

— Вообще, оглядываясь назад, могу сказать, что весь мой жизненный путь можно назвать кочевническим. Я очень много путешествовала и продолжаю это делать, как по работе, так и по личной инициативе. С 2016 года мы с семьей являемся цифровыми кочевниками — работаем и путешествуем. Мы начали работать дистанционно еще тогда, когда это не было популярным. Почему мне нравится такой стиль жизни? По двум причинам. Первая причина в том, что мне интересны межкультурные коммуникации, особенности взаимодействия и сотрудничества с представителями разных стран. Вторая причина более утилитарная — когда дети маленькие, с ними удобнее зимовать там, где нет необходимости носить много слоев одежды. Если говорить о работе, то все на самом деле, началось со стажировок. В 2013 году я работала в PR-агентстве, прошла конкурс и мне предоставили возможность поехать на стажировку в коммуникационное агентство в Сан-Франциско, США. А в 2014 году, как выпускница Президентской программы подготовки управленческих кадров, я была выбрана участницей делегации для стажировки на тему «Телекоммуникации и Информационные технологии» в Южной Корее. И это была невероятная возможность получить международный опыт, понимание того, насколько наш мир интересный, насколько мы все разные и как здорово иметь подобный «багаж» межкультурных коммуникаций.

— В вашем агентстве были проекты с Plantronics, Infinidat, SteelSeries. Что именно позволяет добиться успеха в работе с такими крупными международными компаниями?

— Мы умеем предлагать идеи, которые позволяют добиваться повышения узнаваемости бренда, получать лиды без больших маркетинговых бюджетов, с помощью органических маркетинговых инструментов. А этого можно добиться, в том числе, с помощью гибких навыков, таких как креативность, коммуникативность, насмотренность, понимание культурных особенностей, гибкость. К примеру, мы живем в такое время, когда у нас нет возможности планировать коммуникационную стратегию на год. Ее необходимо пересматривать ежеквартально, если не каждый месяц, так как событий, инструментов, в том числе искусственного интеллекта, становится очень много. И именно гибкость, умение найти и предложить наиболее подходящий заказчику инструмент позволяют выстроить с ним долгосрочные партнерские отношения. Еще я очень ценю такой навык, как умение услышать. Особенно сейчас, когда активно меняются способы восприятия информации, из-за большого количества контента, именно умение не только слушать, но и слышать, становится критически важным.

— Ваше агентство Easy Communications специализируется на органических инструментах маркетинга. Что это и когда они применимы?

Да, наше агентство специализируется на органических инструментах маркетинга. Органические инструменты маркетинга включают в себя методы продвижения, которые не требуют платной рекламы, такие как контент-маркетинг, связи с общественностью, маркетинг в социальных сетях, взаимодействие с инфлуенсерами и другие стратегии, направленные на естественное привлечение аудитории. Эти методы эффективны для построения долгосрочных отношений с клиентами, повышения доверия к бренду и улучшения видимости в поисковых системах. Они применимы, когда компания стремится к устойчивому росту, хочет укрепить свою репутацию и повысить вовлеченность аудитории без значительных затрат на рекламу.

— Мы заметили, что вы активно делитесь знаниями, выступая на мероприятиях, пишете статьи, которые пользуются популярностью у специалистов, посвященные soft skills. Какие гибкие навыки стоит развивать в наши дни маркетологам?

— Маркетологам необходимо развивать несколько ключевых гибких навыков. Во-первых, это умение коммуницировать — четко и эффективно передавать информацию как внутри команды, так и заказчикам. Во-вторых, креативность, способность генерировать новые идеи и подходы к решению коммуникационных и маркетинговых задач. Еще один важный навык — эмоциональный интеллект, способность понимать и управлять своими эмоциями, а также эмпатия к клиентам и коллегам. Несколько лет назад я даже прошла обучение по теме «Эмоциональный интеллект», так как поняла, что это один из ключевых навыков, который важен для успешного карьерного роста. Для развития насмотренности и понимания культурных особенностей я рекомендую чтение литературы, статей и исследований, связанных с культурой, настоятельно рекомендую книгу Эрин Мейер «Карта культурных различий. Как люди думают, руководят и добиваются целей в международной среде». А также, конечно, стоит путешествовать, лично взаимодействовать с различными культурами. Работа в международных командах и анализ успешных маркетинговых кейсов, ориентированных на различные культуры, также помогают лучше понимать разнообразие культур и потребностей аудитории. Когда мне было 22 года, то я принимала участие в межкультурном проекте с коллегами из американской компании. В американском офисе я презентовала инженерам особенности взаимодействия с российскими сотрудниками. Это был колоссальный опыт погружения в международную среду.

— Интересно, что вы являетесь ментором Women in Tech, ADPList, Technovation. В этом году приняли участие в качестве наставника программы малого бизнеса Москвы «Прокачай свой бизнес вместе с наставником». Зачем вы участвуете в подобных проектах?

— Менторство позволяет мне оставаться в курсе современных тенденций и вызовов в различных сферах, что, в свою очередь, помогает мне совершенствоваться и адаптировать свои подходы. Это своего рода двусторонний процесс: я учу и учусь сама, получая новые инсайты и идеи от тех, с кем работаю. Кроме того, участие в подобных проектах — это вклад в сообщество и способ позитивно влиять на развитие экосистемы. Я считаю важным поддерживать женщин и малый бизнес, помогая им преодолевать барьеры и открывать новые возможности. Это не только социальная ответственность, но и источник огромного личного удовлетворения, когда видишь, как твои советы и поддержка помогают кому-то добиться успеха.

— Вы стали экспертом высокого уровня, локальные и международные премии, например, Stevie Awards и национальная премия «Бренд года в России» приглашают вас в качестве судьи. Что именно дает вам судейство?

— Судейство является для меня огромной честью и возможностью для профессионального роста. Во-первых, это позволяет мне быть в курсе самых передовых и инновационных маркетинговых стратегий и практик, которые применяются как на локальном, так и на международном уровне. Я получаю уникальную возможность оценивать проекты ведущих брендов и компаний, что помогает мне углублять свои знания и понимать новые тренды и подходы в маркетинге. Во-вторых, судейство расширяет мой профессиональный круг общения. Я взаимодействую с другими экспертами, обменяюсь с ними мнениями и опытом, что способствует развитию моего собственного видения и подхода к маркетингу. Такие контакты могут приводить к новым сотрудничествам и партнерствам, что, безусловно, положительно сказывается на моей карьере и развитии агентства. Кроме того, участие в качестве судьи способствует повышению моей репутации как эксперта в области маркетинга. Судейство также стимулирует меня постоянно совершенствоваться, поддерживать высокий уровень профессиональных знаний и навыков, чтобы оставаться на вершине индустрии.

— Как вы пришли к идее создания Speakabara? И почему вошли в состав победителей Women Startup Challenge в Испании?

—В Speakabara я являюсь кофаундером и директором по маркетингу. Идея создания EdTech-проекта Speakabara возникла из моего личного опыта и наблюдений за тем, как многие люди сталкиваются с трудностями в освоении нового языка. Третий год я учу испанский, это пятый язык в моем «портфеле», также сказалось педагогическое образование. Speakabara — это платформа для поиска носителей языка, которые помогают улучшить языковые навыки. Вы можете общаться в группе, пригласить носителя языка на прогулку с детьми или даже к себе домой. После нескольких встреч страх перед общением на новом языке обычно проходит, и вы начинаете ощущать прогресс. Организаторы премии сообщили, что я вошла в состав победителей Women Startup Challenge в Испании благодаря моей маркетинговой работе, проведению маркетингового анализа рынка, оценке перспектив и потенциала направления по усовершенствованию языковых навыков. Я сейчас активно изучаю направление «Продуктовый маркетинг», думаю, что эта премия — отличный показатель, что двигаюсь в правильном направлении.

—Недавно вышла книга «Не только нефть» с вашим участием. Как вы считаете, какое будущее у сервисного бизнеса в России?

Да, эта книга собрала авторов-владельцев бизнесов, которые не связаны с ресурсами. Более 70 авторов рассказали о своих проектах и компаниях. Для меня большая честь быть соавтором. И да, я считаю, что у агентского бизнеса, в частности, в сфере коммуникаций есть большое будущее. Главное — помнить о постоянном развитии, учиться, анализировать тренды и развиваться, чтобы предоставлять клиентам лучшие решения и реализовывать проекты самого высокого уровня. Мы живем в интересное время — с одной стороны, сложное, да, но, с другой стороны, это время новых возможностей. В первую очередь, стать сильнее и получить новые навыки.

*Изи комьюникейшен, Плантроникс, Инфинидат, СтилСириес, Софт скиллс, Вумен ин Теч, ЭйДиПиЛист, Техновейшен, СтьюиАвардс, Спикабара, Вумэн Стартап Чэллендж

Вся лента