Не хабом единым
В Алексеевском районе Татарстана строят новый грузовой порт
В Алексеевском районе Татарстана в месте слияния Волги и Камы к 2030 году планируется построить новый грузовой порт. Проектная мощность терминала рассчитана на 5 млн тонн в год, инвестиции в проект составят 3 млрд руб. Помимо строящегося порта, в Татарстане есть грузовые порты в Казани и в Свияжске. Эксперты положительно оценивают развитие транспортной и логистической инфраструктуры в республике, но предполагают трудности с загруженностью портов в зимний период.
В Алексеевском районе Татарстана к 2030 году планируется построить новый грузовой порт. Инвестиции в строительство порта составят 3 млрд руб., а его проектная мощность рассчитана на 5 млн тонн в год.
Инвестором проекта стала Альметьевская нефтедобывающая компания АО «СМП-Нефтегаз». В состав АО входит застройщик порта — АО «Автострада». По словам генерального директора АО Александра Комлева, размещаться новый порт будет на территории в 80 га. Проект входит в инвестиционные программы Татарстана и закреплен в Транспортной стратегии республики.
Обсуждение нового инфраструктурного проекта проходило на традиционном еженедельном «Муниципальном часу», которое проводит Агентство инвестиционного развития (АИР) Татарстана. Александр Комлев рассказал журналистам, что строительно-монтажные работы в порту планируется завершить к 2026–2027 гг. В перспективе к портовой присоединится индустриальная площадка. При этом прибрежная зона займет 189 га, предусмотрена также возможность расширения до 300 га.
При строительстве порта компания сталкивается со «сложностью» по обустройству водного подхода. «В части выполнения дноуглубительных работ данный вид работ может выполнить одна организация, которая является монополистом. К сожалению, второй год по нашей заявке не предоставляется техника для данного вида работ», — отмечает Александр Комлев. По его словам, технику — многочерпаковый снаряд — должна предоставить «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей». Руководитель АИР Талия Минуллина предложила отдельно обсудить этот вопрос: «Это, конечно, очень серьезный вопрос. Я думаю, что если создали монополию, тогда надо, чтобы всех эта система могла обслужить».
Новый порт будет находиться рядом с автотрассой Алексеевское — Альметьевск — в месте слияния Волги и Камы. Территория нового порта ранее использовалась для строительства автотрассы, в том числе для разгрузки-погрузки инертных грузов, и, как отметил глава Алексеевского района Сергей Демидов, поэтому и родилась идея построить здесь грузовой порт.
«Я думаю, вещь интересная и необходимая, поскольку таких проектов в нашем регионе нет», — прокомментировал потенциал нового порта исполнительный директор ООО «Логикам» Фарит Юнусов. «Скорее всего, могли бы сюда прихватить контейнерами, а здесь уже мелкими партиями довозить до локальных логистических центров, как наш, к примеру», — предположил бизнесмен.
В августе 2022 года власти Казани презентовали концепцию реновации бывшей промзоны в районе ул. Портовая поблизости от казанского речного порта. Согласно концепции, грузовой порт к 2040 году будет перенесен из столицы республики в другое место, но до сих пор место релокации казанского порта неизвестно. Работающим в рамках договора водопользования в казанском порту частным компаниям в качестве альтернативы было предложено перевести свой бизнес в Свияжский мультимодальный логистический центр. На вопрос «Ъ-Казань», перенесут ли казанский грузовой порт в Алексеевский район, глава Алексеевского района ответил, что такого в планах нет: «Если Казань переедет к нам, мы будем очень рады, но пока это как альтернатива. Просто еще одна из грузовых площадок в нашей республике».
Строительство Казанской агломерации предполагает активное развитие территории «Лаишевского узла», на которой к 2030 году планируется построить более 10 млн кв. метров жилья и соответствующей транспортной и инженерной инфраструктуры. Удачное соседство Лаишевского и Алексеевского районов предполагает активное использование мощностей нового порта.
«Использование стройматериалов из порта для „Лаишевского узла“ возможно, но не гарантировано. Оно будет зависеть от множества условий, начиная от их цены до сроков реализации этих проектов», — комментирует востребованность нового порта ведущий эксперт УК «Финам-Менеджмент» Дмитрий Баранов.
По мнению эксперта, несмотря на растущую конкуренцию в речном транспорте, у нового порта есть свои преимущества. Основным из них является месторасположение. Интенсивное судоходство в этих местах позволит осуществлять перевалку части грузов. Второе преимущество — автомобильная дорога, ведущая в центральную часть республики. Она позволит быстро доставлять в порт и из порта различные грузы, что обеспечит стабильные обороты. «Нужно отметить, что порт будет находиться вблизи международного транспортного коридора Север — Юг, это даст возможность порту обрабатывать не только внутренние, но и международные грузы, увеличит номенклатуру грузов», — объясняет эксперт. «Кроме того, новый порт будет актуален, так как РФ осуществляет переориентацию на торговлю со странами Востока и Юга, сотрудничество с ними растет, и новый порт может стать ее активным участником», — говорит Дмитрий Баранов.
У порта может возникнуть проблема зимнего простоя. По мнению эксперта, на зимний период потребуется несколько видов деятельности: «Такими видами деятельности может стать строительство в порту логистических мощностей (различных складов, включая холодильные) для обработки разных видов грузов. Это обеспечит загрузку порта круглогодично, а не только зимой, обеспечит занятость персонала, привлечет новых клиентов в порт». По мнению Дмитрия Баранова, потенциальными клиентами порта могут стать резиденты существующей ОЭЗ Алабуга и планируемой Алабуга-Менделеевск, их может привлечь близость порта к МТК Север-Юг.
Читайте нас в Telegram