Под прессом ДКП
Какие результаты показали ПИФы в июле 2024 года
Третий месяц подряд рынок коллективных инвестиций не может порадовать частных инвесторов. В июле две трети всех розничных паевых инвестиционных фондов (ПИФ) продемонстрировали снижение стоимости пая. В аутсайдерах оказались прежде всего фонды российских акций, но продолжала терять в цене и бОльшая часть ПИФов гособлигаций. Стабильный доход приносят в основном фонды денежного рынка, а также фонды корпоративных облигаций. Портфельные управляющие ожидают сохранения высокой волатильности на рынке акций, ожидая сигналов по смягчению монетарной политики регулятора к концу года.
Ставка убивает
Результаты июля текущего года вряд ли могли порадовать большинство инвесторов паевых фондов. По данным Investfunds, в минувшем месяце из 276 розничных фондов (открытые и биржевые ПИФы) доход пайщикам принесли менее 90 фондов. При этом убытки каждого пятого ПИФа превысили 5%, а 13 худших обесценили вложения пайщиков на 7,0–9,7%. Сопоставимые потери фиксировались и в предыдущие два месяца, в итоге значительная часть фондов растеряла все то, что было накоплено с начала года.
По оценке «Ъ», лишь у половины фондов стоимость пая выросла с начала года и только у 16 ПИФов результат был двухзначным.
В отличие от ситуации июня, когда аутсайдерами были фонды облигаций, в июле худшие результаты принесли фонды акций на фоне продолжающегося снижения котировок акций. По итогам отчетного месяца индекс Московской биржи откатился до отметки 2943 пункта, почти на 6,7% ниже значений месячной давности и более чем на 16% ниже локального максимума, достигнутого в начале мая. В таких условиях, по данным Investfunds, стоимость паев ПИФов акций снизилась на 2,0–9,7% за месяц и на 6–17% за три месяца.
Основным фактором снижения котировок управляющие называют ужесточение денежно-кредитной политики Банка России. После настойчивых предупреждений регулятор в конце июля повысил ключевую ставку сразу на 2 п. п., до 18%, а также не исключил ее дальнейшее повышение. На этом фоне ускорился рост доходности депозитов. По данным ЦБ, в конце июля средняя максимальная ставка крупнейших банков превысила 17,11% годовых, максимум с конца марта 2022 года. С начала лета показатель вырос почти на 2 п. п. «Более жесткая риторика ЦБ, чем ожидалось, вызвала распродажу на рынке акций, в лидерах которой были компании с высокой долговой нагрузкой, для которых рост ставки ухудшит финансовое положение»,— отмечает руководитель отдела управления акциями УК «Первая» Антон Кравченко.
Ставка защищает
Вместе с тем ужесточение денежно-кредитной политики Банка России оказало ограниченное влияние на долговые инструменты. По данным Investfunds, за минувший месяц количество убыточных фондов облигаций сократилось с 57 до 42 шт., при этом потери 5 худших ПИФов составили лишь 2,0–3,2%, тогда как в июне убытки каждого второго фонда превышали 5%. Как и прежде, худшую динамику демонстрируют фонды гособлигаций и ряд фондов валютных облигаций. В то же время основная часть фондов корпоративных облигаций смогла даже обеспечить пайщикам прирост стоимости пая в размере 0,5–1,5%. Главный аналитик УК ТРИНФИКО Максим Васильев отмечает, что, в отличие от акций, рынок облигаций уже давно заложил в котировки произошедшее повышение ставки и реагировал разве что на заявления представителей ЦБ, поэтому некоторые фонды смогли показать более сильную динамику.
Стабильный доход продолжают приносить только фонды денежного рынка, причем на фоне подъема ставок их показатели улучшились.
По итогам июля все рублевые фонды этого типа обеспечили прирост стоимости пая в размере 1,3–1,4%. По данным Московской биржи, ставка RUSFAR (Russian Secured Funding Average Rate), которая отражает стоимость обеспеченных денег и является основным бенчмарком для таких фондов, выросла в июле на 1,4 п. п., до 17,34%. За год этот показатель вырос более чем вдвое.
Расчет на переоценку
При этом в ближайшие месяцы, по мнению управляющих, не стоит ждать кардинального улучшения ситуации ни на рынке акций, ни на рынке облигаций. Причина в том, что до стабилизации ситуации с инфляцией и при сохранении жесткой денежно-кредитной политики Банка России рынки останутся под давлением.
В дальнейшем главным драйвером фондов облигаций станет поступление сигналов о предстоящем смягчении ДКП. По мнению Максима Васильева, они могут начать поступать уже к концу 2024 года по мере замедления инфляции. Даже если период восстановления затянется, инвесторам не стоит избавляться от облигационных фондов, поскольку по мере перехода регулятора к более мягкой денежно-кредитной политике они нагонят по доходности более консервативные ПИФы денежного рынка. «По мере погашения облигаций доходность от длинной позиции в фонде может превысить и 20%, и даже 30% в зависимости от инструмента»,— оценивает господин Васильев.