«Здравствуй, племя младое, незнакомое»

Лонг-лист GPHG-2024 демонстрирует, что азиатский часпром завоевал аудиторию

Обнародованный лонг-лист наиболее представительного часового конкурса Grand Prix d’Horlogerie de Geneve (GPHG) показывает, что симпатии любителей часов принадлежат уже не только швейцарскому, но и новому дальневосточному часпрому. Анализирует член Академии GPHG Юрий Хнычкин.

Фото: GPHG

Проводящийся с 2001 года CPHG именуют «часовым ''Оскаром''». Автор этих строк неоднократно сам пользовался таким штампом, впрочем оговариваясь, что Гран-при Женевы является, скорее, аналогом элитарного фестиваля наподобие Каннского или Венецианского. Для сравнения с «Оскаром» ему не хватало часовых мейджоров, устранившихся либо по причине изначального недоверия (наиболее характерный пример — никогда не выставлявшийся Rolex), либо из-за перенасыщения призами (отхватившие свою долю наград Patek Philippe, F. P. Journe, Richard Mille перестали выставлять свои новинки). Одно время GPHG превратился в соревнование швейцарских марок высшего ценового диапазона: средняя розничная цена часов-победителей в 12–15 ежегодных номинациях и обладателей главного приза Aguille d’Or («Золотая стрелка») превышала 100 тыс. швейцарских франков.

Почувствовав засилье зашкаливающей элитарности, администрация конкурса приняла меры. К ним надо отнести, во-первых, радикальное расширение (до более 800 членов со всего мира) Академии GPHG, члены которой выдвигают и впоследствии голосуют за часы-номинанты, во-вторых, доступ к конкурсу иностранных (не швейцарских) производителей, стремительно набирающих популярность среди хронофанатов. К давно существующей номинации Petite Aiguille («Малая стрелка»), в которой нынче соревнуются часы розничной ценой 3–10 тыс. швейцарских франков, добавилась Challenge («Вызов») с часами стоимостью до 3 тыс. франков. А главное — иностранные производители стали допускаться к участию и в остальных, более престижных номинациях.

В итоге в лонг-листе нынешнего года можно встретить не менее 35 (из отобранных 273 экземпляров от 146 брендов) часов-соискателей из Китая, Малайзии и даже Индии (пара моделей бренда Titan выглядят авансом для открывающегося для швейцарского экспорта емкого индийского рынка). И это не считая уже давно существующих на карте мирового часпрома регионов: Японии, Германии, России, Франции, Великобритании, Скандинавии. Около трети соискателей представлены в лонг-листе не швейцарскими образцами. Разворот GPHG от внутреннего смотра к международному можно считать состоявшимся.

Оцените наиболее любопытные азиатские образцы. Цены располагают к покупкам, хотя отдельные бренды уже ощущают себя небожителями.

Три российских бренда (притом что наиболее заслуженный, Konstantin Chaykin, не участвует в GPHG этого года).

Для поклонников традиционного часового искусства — интересные швейцарские образцы, вошедшие в лонг-лист 2024 года. Цены выше на порядки, но под конец появятся доступные варианты.

Напомню, что попадание тех или иных часов в лонг-лист делает честь их производителям, но еще не дает достаточных оснований для получения призов, которые будут вручены на финальной церемонии 13 ноября в Женеве. Через месяц, в сентябре, будет опубликован шорт-лист (из 6 моделей в каждой из 15 номинаций), по результатам которого члены Академии GPGH, включая вашего покорного слугу, и сделают окончательный выбор. «Коммерсантъ Стиль» проинспектирует шорт-лист.

Юрий Хнычкин

Вся лента