Акции вложились в премию
Почему бизнес поощряет сотрудников бумагами
Все больше крупных компаний премируют сотрудников акциями. О переменах в зарплатной политике отечественного бизнеса пишут «Ведомости» со ссылкой на юристов и консультантов. Среди причин такой тенденции они указывают на рост количества IPO и налоговые изменения. С 2025 года вводится пятиступенчатая шкала НДФЛ на зарплаты, в то время как ставки по дивидендам остаются более выгодными. Это делает опционы более привлекательными для бизнеса, стремящегося оптимизировать налоги.
Как это работает? Об этом “Ъ FM” рассказал директор управляющей компании «Финам Менеджмент» Николай Солабуто: «Для осуществления такого поощрения компания 1 января покупает акции, держит у себя на балансе и 31 декабря предлагает сотруднику. Он понимает, что, если он хорошо работает, соответственно, цены на акции выросли, и он хотел бы эту прибыль положить себе в карман. Здесь прибыль от стоимости роста цены на акции. В нашей российской действительности есть другой вариант опциона, когда сотруднику выплачивают долю от прибыли. У собственника есть пакет акций. И он говорит, что 1% дает сотруднику в аренду без перехода прав собственности. Начисляется дивидендная доходность, на нее рассчитывает сотрудник без роста стоимости курса акций. Часть прибыли достанется ему.
Насколько это действительно выгоднее, чем обычная премия? Нет четкой оценки трудовой деятельности. Начальник к тебе хорошо относится, значит, будет хорошая премия. Если отношение руководства изменится, у сотрудника окажется маленькая премия. Она никак не будет отражать трудозатрат. Ты можешь ночевать на работе, но получать гроши в виде премии. И люди говорят: "Нет, меня это не устраивает". И в этой ситуации премия привязывается к чистой прибыли компании. Помимо прибыли будет учитываться еще курсовой рост стоимости акций на бирже. Когда сотрудник выкупает акции, тогда он получает и дивидендную доходность по этим акциям, и одновременно рост стоимости самих акций. О каких рисках мы можем говорить в таком случае для сотрудника? Рисков много: собственник может обанкротить то предприятие, акции могут упасть в цене из-за кризисов на рынке. Самое распространенное — это непорядочность собственников, когда они выводят прибыль за рубеж».
Премирование акциями, в частности, позволяет привлечь и удержать топ-менеджеров. Например, подобную схему использует Сбербанк.
Впрочем, определенные компании относятся с осторожностью к такой форме поощрения, говорит партнер крупного кадрового агентства КФР Александр Виноградов: «Если компании молодые, выходящие на IPO, это более распространенная практика. Сейчас это действительно запускается, особенно в компаниях, выходящих на новые рынки, освободившиеся после ухода иностранных игроков. Существует возможность долгосрочного премирования на акциях, и они этим пользуются. В том числе из-за того, что привлекают капитал через IPO. В остальных случаях это не тенденция увеличения, а скорее сохранение старой практики.
Появляются инструменты. Чтобы использовать вознаграждения, связанные с акциями, бумаги прежде всего должны быть. Если компания только выходит на IPO или она вообще частная, то вопрос ее корректной оценки нетривиальный. По сути, такой путь близок к тому, чтобы не использовать акции, а просто давать вознаграждения, связанные с какими-нибудь финансовыми показателями.
Если компания торгуется, то у нее уже есть инструмент в виде акций, которые она может раздать сотрудникам. При всем при этом у бизнеса, который уже давно на бирже, и у которого чуть больше история и понимание того, как динамика акций связана с реальными результатами, практика по использованию этих инструментов для долгосрочного премирования более сдержанная. Это прямая связь с тем, сколько эта программа для компании стоит, есть ли у нее деньги в текущих бюджетах. Когда организации используют свой капитал, связанный с акциями, то это просто иногда дешевле».
Премирование сотрудников акциями часто применяет IT и финтех-бизнес, пишут «Ведомости». Шеринг самокатов Whoosh пользуется программой долгосрочной мотивации менеджмента с 2022 года, рассказала PR-директор компании Юлия Камойлик: «У нас в ней сейчас участвуют 59 человек. Выкупаем акции с рынка и передаем сотрудникам. Первый этап был тогда, когда мы только вышли на IPO, и менеджмент получил опционы. Сейчас второй этап. Каждый этап рассчитан на три года, и он завязан на уровень EBITDA.
Премирование акциями — правильная завязка менеджеров на том, чтобы компания росла. То есть, с одной стороны, это поощрение за проделанную работу, а, с другой, очень мощная мотивация на то, чтобы компанию развивать в определенных темпах, уровнях, направлениях».
На российский фондовый рынок вышло восемь компаний по итогам прошлого года и 11— в 2024-м. При этом, как считают аналитики, качество IPO последних лет снизилось: из-за спешки компании только формально соблюдают требования и экономят на аудите, сообщал Forbes.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".