Деньги государственной важности
Анастасия Мануйлова о распределении бюджетных средств в здравоохранении
На прошлой неделе экономическая коллегия Верховного суда (ВС) вынесла решение по делу, которое может иметь долгоиграющие последствия для всей российской системы здравоохранения. Важно оно тем, что заново определяет, что в этой системе является государственным, а что — частным.
Как ранее писал “Ъ”, в этом году ООО «ЦСМ Клиника Больничная», частное медучреждение в Томской области, обратилось в ВС с жалобой на действия регионального отделения Федерального казначейства — оно назначило клинике внеплановую выездную проверку, чтобы изучить расходы компании за 2020–2021 годы за счет средств бюджета областного фонда ОМС. Сначала клиника обратилась в арбитражный суд с требованием признать приказ казначейства незаконным из-за проверки юрлица на соблюдение одних и тех же требований несколькими органами госконтроля, а после, когда иск отклонили, подала жалобу в ВС (см. “Ъ” от 19 июля).
Однако экономколлегия ВС посчитала, что, поскольку бюджеты территориальных фондов ОМС хотя и не входят официально в состав федерального бюджета, все же от него зависят. Это обусловлено тем, что финансирование всей системы ОМС частично осуществляется за счет госбюджета — в основном это трансферты на определенные госпрограммы для лечения отдельных заболеваний. Часть этих средств ожидаемо поступает и в территориальные фонды ОМС. Таким образом, даже будучи впоследствии переданными в частное учреждение, они могут оставаться предметом внимания Федерального казначейства.
Очевидно, что ранее передача государственных средств частным учреждениям так или иначе предполагала довольно много проверок со стороны различных структур. Однако утверждение о том, что для этого можно привлекать Федеральное казначейство, конечно, делает границы между государственным и частным совсем зыбкими. Последовательно развивая идеи из мотивированного решения ВС, можно дойти до мысли о том, что практически любые деньги, находящиеся в обращении в РФ, являются государственными и подлежат госконтролю.
Отметим, что по-своему такой подход разделяет и Минэкономики — ведомство на прошлой неделе поддержало законопроект, регулирующий ГЧП (то есть привлечение частных денег) в сфере здравоохранения. Число медучреждений, которые смогут развиваться с помощью этого механизма, будет ограничено — из него исключат государственные клиники, которые занимаются наиболее дорогостоящими услугами, связанными, например, с лечением онкологии, инфекционных заболеваний, проведением хирургических операций, и при этом являются единственными в своем муниципалитете. Это также уточнит границы государственного и частного в здравоохранении, очевидно сузив возможности бизнеса в пользу большего участия государства.