«Это легальный инструмент сохранения единственного жилья»
Юрист Вячеслав Кантер о новых поправках в закон «О банкротстве»
В России с 8 сентября вступают в силу поправки в закон «О несостоятельности (банкротстве)», разрешающие судам оставлять банкротам единственное ипотечное жилье. При этом погасить долг или платить по кредиту смогут третьи лица: родственник, поручитель — или сам банкрот после завершения всех процедур по делу. До сих пор этот иммунитет не распространялся на заложенное по ипотеке жилье. Действующие правила запрещали выборочно погашать долги банкрота. Краснодарский юрист Вячеслав Кантер считает, что поправки необходимы, однако найти людей, готовых оплатить чужой долг, может оказаться сложной задачей.
«Внесенные поправки в "Закон о несостоятельности (банкротстве)" требовались уже давно. Ежегодно в России суды признают несостоятельными около 200 тыс. человек. И с каждым годом процент граждан, которые не могут справиться с принятыми на себя финансовыми обязательствами, только растет. При этом большинство людей попадет в ситуацию несостоятельности не по своей вине. Приобретая что-либо в кредит, не все могли предугадать, что из-за ухудшения их финансового положения под риском потери окажется единственное жилье.
До внесения обсуждаемых поправок в закон таким должникам и их семьям приходилось брать новые кредиты, чтобы избежать просрочек по платежам. В перспективе это только увеличивало закредитованность граждан, что неминуемо приводило к банкротству и потере единственного жилья, находящегося в залоге. Внесенные поправки позволяют гражданам, которые попали в тяжелую финансовую ситуацию, обанкротиться с сохранением такого жилья двумя способами.
Первый способ, который допускается,— заключение мирового соглашения между должником и залоговым кредитором, чьи права обеспечены залогом единственного жилья. При заключении такого соглашения одобрение иных кредиторов и финансового управляющего не требуется.
Должник будет самостоятельно из средств, на которые взыскание не может быть обращено, или за счет третьих лиц погашать задолженность на первоначальных условиях кредитования. Имущество же исключается из конкурсной массы, но залог на него сохраняется за банком.
Второй способ, который предусмотрел законодатель,— реструктуризация долга за счет третьего лица. Простыми словами, третье лицо выплачивает кредитору-залогодержателю оставшийся долг по ипотеке за должника. Внесенные деньги считаются предоставленными должнику на условиях беспроцентного займа, который можно потребовать вернуть не ранее чем через три года после завершения процедуры банкротства.
Предполагается, что второй способ будет использоваться чаще, чем первый, так как найти помощь у близких людей гораздо проще, чем договориться с банком.
Немаловажно и то, что внесенные в федеральный закон "О банкротстве" поправки будут распространяться не только на те дела, которые возбуждены после даты вступления их в силу, но и до нее.
Включение обсуждаемых положений в закон, безусловно, положительный аспект, предлагающий гражданам и их семьям легальный инструмент сохранения единственного жилья при банкротстве должника.
Однако насколько часто должники будут иметь возможность пользоваться этими инструментами, неизвестно. Ведь найти лицо, которое погасит чужой долг, или договориться с банком-залогодержателем может оказаться очень непростой задачей».
Оперативные новости «Ъ» из регионов Кубань, Адыгея, Крым в Telegram