Электроника самоограничится
Торговые сети вместе с ФАС подготовят перечень значимых товаров по сниженным ценам
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила торговым сетям электроники DNS, «М.Видео» и «Ситилинк» ограничить цены на ряд товаров, которые пользуются наибольшим спросом. Розничные сети поддержали инициативу и планируют подготовить списки товаров, на которые снизят цены. Эксперты объясняют, что инициатива обусловлена ростом издержек при трансграничных платежах зарубежным контрагентам за поставки электроники.
Розничные сети электроники поддержали инициативу ФАС по снижению цен на ряд товаров и готовят соответствующий перечень, в том числе к началу школьного сезона, рассказал «Ъ» представитель Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК; входят DNS, Huawei, «Ситилинк» и др.) Антон Гуськов. Ранее ФАС России предложила торговым сетям DNS, «М.Видео» и «Ситилинк» ограничить цены и наценки на ряд пользующихся спросом моделей техники. По мнению ведомства, подобная практика позволяет повысить доступность востребованных у населения товаров.
Компания «Ситилинк» получила предложение ФАС о снижении цен на бытовую технику и электронику и ознакомилась с ним, сказал «Ъ» представитель компании.
«Концептуально онлайн-ритейлер поддерживает инициативу ведомства и готовит список товаров, на которые будут снижены цены. Подробности сможем сообщить позже»,— заявили в «Ситилинке».
В группе «М.Видео-Эльдорадо» также подтвердили, что поддерживают предложение регулятора. В ближайшее время, уточнили в пресс-службе компании, «М.Видео-Эльдорадо» подготовит перечень товарных позиций, цены на которые будут зафиксированы в течение месяца: с конца августа до конца сентября. Гендиректор сети DNS Дмитрий Алексеев отказался от комментариев.
В августе 2023 года сети «М.Видео» и «Эльдорадо» в рамках совместной программы с ФАС заморозили цены на 30 категорий социально значимой техники. Это произошло на фоне изменения курса рубля. Программа действовала более чем в 370 российских городах в течение двух месяцев. Условия распространялись и на розничные, и на онлайновые магазины. В ФАС не уточнили «Ъ», планируют ли привлечь к новой инициативе маркетплейсы. Источник «Ъ» в отрасли отметил, что значительная часть продаж электроники приходится сегодня именно на маркетплейсы.
Формирование цен на маркетплейсах происходит иначе, чем в рознице, и в основном зависит от селлера, хотя владелец площадки и может предоставить дополнительную скидку за свой счет, объясняет гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров и отмечает: «При этом маркетплейс полностью управляет ценами на собственные торговые марки». Для того чтобы инициатива была результативной, считает эксперт, нужно сначала определить перечень значимых товаров электроники: «В секторе FMCG есть перечень социально значимых товаров, но в электронике их определить существенно сложнее».
Аналитик связывает инициативу ФАС с тем, что трансакционные издержки российских импортеров (поставщиков электроники) растут, а рубль ослабевает, что неизбежно сказывается на рублевой себестоимости новых партий товара.
«Сейчас трансакционные издержки при трансграничных платежах зарубежным контрагентам могут составлять 5–5,5% размера платежа»,— сказал Михаил Бурмистров. Ранее производители и поставщики электроники в РФ столкнулись с ограничением оплаты через китайские банки. Из-за этого, в частности, производители телевизоров начали рассматривать перенос производств в Казахстан, а также прогнозировали сокращение объема рынка, дефицит отдельных категорий и, как следствие, рост цен.