Ремонт авиадвигателей вышел с прибылью

Оспаривая доначисленный налог, UVT столкнулась с обвинением в выводе средств

Татарстанский авиаперевозчик UVT Aero проиграл судебный спор с Межрайонной инспекцией ФНС РФ о сумме доначисленных платежей по налогам 2,5 млн руб. и штрафу 64,6 тыс. руб. Компания должна заплатить за прибыль иностранной организации, которая предоставила перевозчику в лизинг семь самолетов в 2016–2021 годах. Общая сумма лизинговых платежей составила примерно 1,3 млрд руб. UVT ссылалась на отсутствие прибыли у владельца самолетов, так как лизингодатель оплачивал ремонт двигателей трех самолетов и проценты по займу, который якобы брался на покупку судов. Суд рассмотрел доводы сторон и пришел к выводу, что руководитель UVT умышленно создал схему ухода от уплаты налога при перечислении средств в оффшорную зону под предлогом ремонта двигателей, нарушив налоговое законодательство. Авиакомпания с решением суда не согласна и уже подала апелляцию.

Стюардесса компании ЮВТ встречает пассажиров рейса Ташкент-Казань

Фото: Артемий Шуматов, Коммерсантъ

Второго августа в арбитражном суде Татарстана состоялось слушание по делу UVT Aero и Межрайонной инспекции ФНС РФ. Татарстанский авиаперевозчик в 2016 году взял в лизинг семь самолетов у Aviation lease company limited (ALC, зарегистрирована на Бермудских островах). Так как у ALC нет представительства в России, оплачивать налог по прибыли иностранной компании в России должна UVT как налоговый агент.

После проверки налоговой отчетности Межрайонная инспекция ФНС РТ доначислила компании налог 609 тыс. руб. и 30 млн руб. за прибыль иностранной организации, а также штрафы 15 тыс. руб. и 770 тыс. руб. Компания признала большую часть долга, но решила оспорить часть доначисленных налогов — 304 тыс. руб. и 2,2 млн руб. (в сумме 2,5 млн руб.) — и штрафы 7,6 тыс. руб. и 57 тыс. руб. (64,6 тыс. руб.). Сначала UVT обратилась с апелляцией в Управление ФНС по Татарстану, а после их отказа — в арбитражный суд Татарстана. UVT подала два иска, но впоследствии суд их объединил в одно производство.

В материалах дела говорится, что с 2016-го по 2021 год в пользу иностранного контрагента UVT выплатила $22,2 млн (по среднему курсу 2016–2021 годов — 1,3 млрд руб.).

Авиакомпания указала, что перечисляемые UVT в оффшорную компанию ALC лизинговые платежи не включают стоимость ремонта трех двигателей самолетов, произведенного в 2016–2017 гг. Налоговая, по данным истца, не учла это при расчете налогооблагаемой базы. Осуществляла ремонт двигателей компания Ge engine services llc. По данным сайта enginecorp.org, компания действующая и зарегистрирована в штате Теннесси, США. На момент проведения ремонтных работ во флоте авиаперевозчика было семь канадских самолетов Bombardier (годы выпуска с 1999 по 2003).

За весь период действия лизингового договора все выплаты дохода компании ALC отражались в налоговом отчете АО «ЮВТ АЭРО» с кодом «20 — Доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества», с нулевым доходом до налогообложения и ставкой налога 0%.

На требование ФНС пояснить «нулевые» показатели в UVT объяснили, что помимо расходов на покупку и ремонт судов, еще ALC оплачивает проценты за заем, который компания взяла на приобретение воздушных судов. Поэтому дохода у ALC нет — налог платить не с чего, а доход компания получит только после получения последнего платежа за лизинг.

Тогда ФНС запросила дополнительные документы и соглашения и выяснила, что заем, о котором сообщила UVT, был предоставлен татарстанской компанией ООО «Промнефтесервис» (по данным rusprofile.ru компания занимается вложением в ценные бумаги и дилерской деятельностью). Заем был получен на «пополнение оборотных средств», а не на приобретение воздушных судов. Поэтому отнести оплату процента по займу к стоимости самолетов, которую должна возместить UVT, нельзя, сделали вывод в ФНС.

В документах подтверждается, что в течение срока лизинга ALC не будет получать доход от платежей UVT, а будет возмещать затраты на приобретение самолетов. При этом первую выплату $10 тыс. в качестве прибыли компания должна была получить в июле 2022. Однако в допсоглашениях говорится, что срок лизинга будет продлен до ноября 2029 года, после чего авиаперевозчик обязуется выкупить самолеты по выкупной стоимости $10 тыс. за каждый.

На основании этих документов ФНС объяснила, почему «не учла» расходы на ремонт двигателей в налогооблагаемой базе. В документах сказано, что оплачивать капитальный ремонт будет лизингодатель, и тогда из-за расходов на ремонт будет увеличен размер лизинговых платежей: ежемесячный платеж по трем отремонтированным самолетам увеличился с $10 тыс. до $23 тыс. Налоговая также обратила внимание, что по данным выписок о движении денежных средств повышение ежемесячного платежа за лизинг судов произошло не только по тем трем, которые были отремонтированы, но и по оставшимся четырем. UVT объяснила, что повышение цен произошло из-за нового допсоглашения от ноября 2016. В нем стоимость ремонта двигателей была исключена из лизинговых платежей, а ремонт двигателей компания возмещает в рамках других выплат.

Ссылаясь на 28 ФЗ, ФНС пояснила, что в лизинговый платеж действительно может включаться ремонт, но не в данном случае: траты на ремонт не влияют на стоимость имущества, так как ремонт был после того, как ALC передала самолеты UVT.

«Данный закон регулирует порядок лизинга — финансовой аренды, при которой лизингодатель приобретает какое-либо имущество и передает его за плату во временное владение и пользование лизингополучателю», — объяснил «Ъ-Казань» юрист Сергей Аликов из юридической компании «Яхатин».

Суд приходит к выводу о том, что заявителем умышленно создана схема ухода от уплаты налога при перечислении денежных средств в значительном размере в оффшорную зону под предлогом ремонта двигателей, — говорится в материалах суда. По мнению суда, действия компании противоречат, в том числе интересам РФ. В иске UVT к Межрайонной инспекции ФНС принято решение отказать.

«Победить налогоплательщику при тех фактах, которые установлены налоговым органом, думаю, трудновато», — считает Сергей Аликов.

Юрист назвал решение суда обоснованным: «Есть ощущение, что это как раз и была одна из схем по выводу денег из страны. Т. е. самолеты летают, приносят доход, но с использованием таких схем выводятся деньги из-под налогообложения для их использования за рубежом».

Сторона истца, напротив, с решением суда и рядом других выводов не согласна и уже подала апелляционную жалобу. Заседание в арбитражном суде Самары назначено на 16 сентября.

«Даже налоговая служба после тщательной проверки, которая длилась около года, не ставила вопрос о создании каких-то схем по уходу от налогов и выводу денег из страны. Эти выводы суда безосновательны и ничем не подкреплены», — подчеркнули в пресс-службе UVT Aero.

В компании подчеркнули, что место регистрации АLC на Бермудах связано не с тем, что Бермуды — оффшорная зона, а с тем, что Бермуды — одно из нескольких государств, с кем у России (до 2022 г.) было заключено межправительственное соглашение о передаче функций и обязанностей по надзору за воздушными судами и чьи требования по поддержанию летной годности соответствуют европейским.

Как отметили в пресс-службе, если бы авиакомпания или лизинговая компания ставили целью уход от налогов, целесообразнее было зарегистрировать самолеты в Ирландии, с которой у России были подписаны и соглашение об избежании двойного налогообложения.

На вопрос «Ъ-Казань», есть ли вероятность уголовного преследования после решения суда об умышленном создании схемы вывода средств, Сергей Аликов рассказал, что уголовное дело может быть возбуждено только в том случае, если UVT не оплатит доначисленный ФНС налог.

АО «ЮВТ АЭРО» зарегистрировано в 2015 году. Генеральным директором компании является Петр Трубаев, учредитель — Александр Яшин. Основная деятельность компании — перевозка воздушным пассажирским транспортом, подчиняющимся расписанию. Согласно данным rusprofile.ru, по итогам 2023 года прибыль компании составила 156 млн руб., выручка — 177 млн руб. Базовыми аэропортами ЮВТ АЭРО являются аэропорт «Бугульма» и международный аэропорт «Казань». На сегодняшний день флот авиакомпании «ЮВТ АЭРО» насчитывает семь канадских самолетов Bombardier CRJ 200 и один самолет Bombardier Challenger 604.

Зарина Акбирова

Читайте нас в Telegram

Вся лента