Мебель оформила рост
В первом полугодии рынок Северо-Запада увеличился на 20%
По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли России (АМДПР), в январе — июне 2024 года рынок мебели СЗФО вырос на 20,2% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Участники рынка объясняют это ростом розничных продаж, особенно в среднем и премиальном сегментах. До конца года ситуация в данных ценовых категориях, скорее всего, останется стабильной, однако в эконом-классе продажи мебели могут «просесть» из-за падения спроса на рынке первичной недвижимости, не исключают эксперты.
Как сообщили «Ъ-СПб» в пресс-службе «Первой мебельной фабрики», в первом полугодии 2024 года компания увеличила выручку на 45% по сравнению с январем — июнем 2023 года. Наибольший вклад в рост выручки внесли розничные продажи, прибавив за год 40%. Доля продаж в сегменте b2c у «Первой мебельной» составила 63,7%, а в сегменте b2b — 36,3%. В аналогичном периоде 2023 года эти показатели составляли 71,3 и 28,7% соответственно. Согласно финансовой отчетности компании, выручка производителя в 2023 году составила 2,1 млрд рублей, а чистая прибыль — 1,5 млн.
Цены на мебель в первом полугодии 2024 года у петербургского производителя остались на уровне 2023 года. Средний чек увеличился на 8% при покупке мебели без бытовой техники и на 10% с бытовой техникой, рассказали в «Первой мебельной».
Генеральный директор интерьерной компании Mr.Doors Сергей Шихов подтвердил, что мебельный рынок в первом полугодии показал неплохую динамику. «Мы связываем это с тем, что меняется спрос. Клиенты, в первую очередь я говорю о сегментах "средний плюс" и "премиум", в текущих российских и мировых реалиях стремятся инвестировать собственные накопления, и категория мебели и товаров для интерьера становится одной из наиболее привлекательных. Кроме того, растет количество позиций в одном заказе, что говорит о стремлении россиян обустраивать сразу несколько жилых зон в единой стилистике и фиксировать сумму заказа на день покупки»,— поделился господин Шихов.
По информации ООО «Лузалес» (владелец бывших фабрик IKEA в Тихвине Ленинградской области и Вятке Кировской области), в первом полугодии фабрика произвела 25 тыс. единиц мебели. «Эти результаты свидетельствуют о восстановлении и наращивании производственных мощностей, а также о спросе на рынке. Сделка по приобретению мебельной фабрики "Лузалес-Тихвин" завершилась в конце первого полугодия 2023 года. В это время фабрика находилась в процессе передачи активов и подготовки к перезапуску производства, поэтому мебель не производилась»,— напомнил председатель совета директоров ООО «Лузалес» Руслан Семенюк.
В текущем году наибольший рост спроса наблюдается на корпусную мебель, особенно на такие позиции, как комоды, тумбы и витрины, говорит господин Семенюк. Клиенты Mr.Doors больше всего в январе — июне покупали кухонные гарнитуры (в данной категории рост продаж составил 20%), а также мягкую мебель для всех жилых зон, продажи которой в компании увеличились на 30%.
Дизайн «от застройщика»
В «Первой мебельной фабрике» отмечают растущий тренд на увеличение заказов от девелоперов. Компания поставила мебель для двух сервисных апарт-отелей в Петербурге, здания МИД РФ и больницы в Москве и ряда других объектов. Совместно с Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией им. Штиглица производитель разработал и выпустил специальный комплект корпусной мебели для квартир-студий, который запущен в производство с августа 2024 года. Планируемый объем выпуска такой мебели в 2025 году составит более 2 тыс. экземпляров.
«Лузалес» также заинтересован в развитии сотрудничества с застройщиками. «Этот сегмент рынка представляет для нас значительный интерес, так как позволяет обеспечить стабильный объем заказов и способствует дальнейшему росту бизнеса»,— подчеркивает господин Семенюк.
Господин Шихов считает сегмент b2b очень перспективным. «Однако мы осознанно отказываемся от "шаблонной" меблировки новостроек и стремимся предлагать застройщикам опции, предполагающие выбор мебели клиентом после покупки жилья по сертификатам, или совместно прорабатываем иные опции»,— сказал он.
По словам руководителя Mr.Doors, компания проводила опрос лояльных клиентов, и более 68% из них высказались против покупки заранее меблированного жилья, поскольку считают, что это сделает их недвижимость усредненной и обезличенной. «В настоящее время усиливается тренд на меблировку МОП среди премиальных застройщиков и растет количество заказов на меблировку коммерческой недвижимости, в первую очередь офисов, отелей премиального уровня»,— обозначил ситуацию на рынке господин Шихов.
Стабильный премиум
Генеральный директор «Первой мебельной фабрики, президент АМДПР Александр Шестаков прогнозирует, что по итогам года доля b2c-продаж в структуре спроса компании сохранится в пределах 65–75%. «Рост производства уже сказывается на загрузке линий: за первое полугодие 2024 года штат "Первой мебельной фабрики" увеличился на 27%, а сотрудники работают в две смены. Рассчитываем, что в этом году заработает "мебельная ипотека", благодаря которой жильцы будут чаще заселяться в новую квартиру с уже предустановленной мебелью, в первую очередь с кухней. Уже сейчас у некоторых крупных застройщиков превалирует доля продаж квартир с мебелью, а значит наша продукция будет еще более востребована»,— дает прогноз господин Шестаков.
Господин Семенюк также уверен, что мебельный рынок Санкт-Петербурга и Ленинградской области продолжит тенденцию к росту. «Потребители все больше интересуются мебелью отечественного производства, что обусловлено как поддержкой российских производителей, так и соответствующим качеством продукции»,— полагает представитель ООО «Лузалес».
Господин Шихов дает более осторожные прогнозы. «Важно разделять игроков рынка сегментарно. Поскольку производители эконом-мебели во многом зависели от льготных ипотечных программ, их нынешняя приостановка определенно повлияет на темпы развития и роста. Что же касается премиального сегмента, то здесь мы не прогнозируем существенной динамики в ту или иную сторону, поскольку он вполне стабилен»,— резюмирует участник рынка.